|«« | «« | »» | »»| |
В Технический музей Днепра «Машины времени» поступил уникальный старый паровоз, - за этим экспонатом оказалась скрыта удивительная история.
Богатейшая коллекция самой разной техники «Машин времени» пополнилась первым паровозом!
Об этом вчера с радостью и гордостью сообщил создатель и директор этого музея, креативный и вечно ищущий Михаил Прудников:
«Приятно когда, перед тем как сдать нечто в металлолом, обращаются в музей «Машины времени».Теперь в нашей коллекции кроме автомобилей, мотоциклов, катеров, самолётов, тракторов и бытовых предметов появился ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПАРОВОЗ!
Скоро в музее!».
Отметим факт, о котором скромно умолчал Михаил, - в коллекции музея уже есть один железнодорожный экспонат – восстановленная старая дрезина.
Что же до паровоза, то он, как легко понять из фото, - хоть и действующий, но не в натуральную величину. Будь иначе, сложно бы даже представить, как его доставили бы в этот музей и где разместили. Паровоз является уменьшенной копией (в масштабе 1:5) бегавших по железнодорожным путям в 1940-50-х годах паровых машин модели СУ.
Заинтересовавшись находкой, журналист Городского сайта попросил Михаила Прудникова подробней рассказать о находке. И вот какая интереснейшая история выяснилась.
- О существовании в нашем городе такой модели паровоза раньше я даже не подозревал, - признал Михаил Прудников. – Узнал о ней прозаическим образом. На почту музея «Машины времени» пришло письмо такого содержания: «У нас в частном доме от дедушки остался такой вот паровоз. Может, лучше вам в музей, чем просто сдать его на металлолом?».
Михаил тут же связался с автором письма и выяснил следующее. Этот некогда действующий (!) паровоз создал удивительный человек – Анатолий Иванович Филиппенко. Он давно ушел в мир иной, но в Днепре живут его потомки. Внучка Анатолия Ивановича и ее супруг и предложили оставшуюся от дедушки паровую машину музею.
При знакомстве с этими людьми выяснилось, что дедушка в свое время был начальником Забайкальской железной дороги, за свою прекрасную работу был отмечен целом рядом правительственных наград. Потом Анатолий Иванович переехал в Днепропетровск, жил в частном доме в районе улицы Передовой.
- Но любовь к паровозам он пронес через всю жизнь, - продолжает Михаил Прудников. – Был человеком, как говорится, с «золотыми руками», отличным столяром. И самостоятельно изготовил действующую модель паровоза СУ (Сормовский усиленный) четвертого выпуска. Такие машины в свое время работали и в Днепропетровском депо!
Паровозы СУ (народное прозвище – «сушка») выпускались Сормовским заводом с 1924 по 1951 годы. Первые СУ были спроектированы на базе лучшего курьерского паровоза Российской империи и стали первым паровозом Страны Советов. В основном СУ эксплуатировались для пассажирского сообщения, став в 1930-х самой популярной в СССР маркой этого типа техники.
Паровозы СУ четвертой серии выпускались с 1947 года по 1951. Эксплуатировались на главных магистралях Союза до конца 1960-х годов, а на второстепенных линиях – до конца 1970-х.
Всего было выпущено 2683 паровозов СУ.
Подробней об истории этих паровозов можно прочесть в следующем материале Википедии.
В Украине сохранилось три паровоза этой марки – два как памятники на станциях Шевченко Черкасской области и на станции Жмеринка, а также действующий паровоз в Музее железнодорожной техники в Донецке. С 2014 года этот музей – не работает, но паровозы, по некоторым данным, сохранены. Об этом музее можно прочесть здесь.
Как известно, в Днепре есть детская железная дорога, открытая в 1936 году и отпраздновавшая в этом году свое 85-летие.
Но мало кто знает, что в нашем городе могла быть открыта и вторая детская железная дорога! Да-да, усилиями создателя этой интереснейшей модели!
- Анатолий Иванович Филиппенко не просто создал действующую модель паровоза СУ, - раскрывает тайну Михаил Прудников. – Он хотел построить на участке своего частного дома небольшую детскую железную дорогу, катать на ней свою внучку и детишек этого района. К сожалению, эта мечта так и не реализовалась.
К счастью, после смерти дедушки его потомки не сдали паровоз в металлолом, а сберегли. И в итоге – предложили музею.
В музее «Машины времени» мечтают полностью восстановить модель паровоза. Как признает Прудников, состояние его – плачевное. Мало того, что машина вся проржавела. На ней не хватает ряда важнейших деталей – например, бегунковой оси.
- Восстановить паровоз будет сложно, но можно, - признает Михаил. – Правда, этот процесс будет не быстрым.
Кроме этого, в музее хотят собрать как можно больше информации о создателе этой модели. У потомков А. И. Филиппенко сохранились даже старые 8-миллиметровые кинопленки, на которых запечатлено, как дедушка строил паровоз, пытался создать детскую железную дорогу…
Всю эту информацию музейщики хотят свести воедино. И вместе с восстановленным паровозом – представить на новой интересной выставке. На ней мечтают представить не только этот экспонат с историей, но и другие самоделки, созданные талантливыми жителями нашего города.
Остается им пожелать в этом деле только успехов!
Автор: Фото – Михаил Прудников и «Машины времени»
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |