Для многих танго было, есть и остается волнующим жанром праздника музыки, танца и любви. Но многие ли вспомнят сегодня о том, что именно этот танец на заре своей истории во многих странах слыл самым, мягко говоря, нелицеприятным. Ретивыми ревнителями целомудрия танго запрещалось исполнять в обществе, а церковь вовсе предавала «сие распутство» анафеме. В гимназиях, в институтах благородных девиц и на праздничных светских балах исполнять танго считалось верхом неприличия…
Сто лет назад, в конце зимы 1914 года директора гимназий Екатеринославщины получили специальное циркулярное распоряжение от попечителя Одесского учебного округа. Дело в том, что в свою очередь министр народного просвещения Л. А. Кассо разослал попечителям учебных округов следующий циркуляр: «Ввиду явно непристойного характера нового, входящего в большое распространение танца под названием «танго» и вследствие полученных Министерством народного просвещения сведений об отдельных попытках обучения ему учащихся, покорнейше прошу Ваше Превосходительство принять строгие меры к тому, чтобы означенный танец не преподавался в учебных заведениях вверенного Вам учебного округа, а равно чтобы ученики как мужских, так и женских учебных заведений, не посещали танцклассов, в коих он преподается». Попечители рассылали сей циркуляр во все губернии, в том числе и в нашу. А сам министр народного просвещения Лев Аристидович Кассо, все это затеявший, видимо, так переволновался, что сто лет назад, в ноябре 1914-го отдал Богу душу…
В своих попытках запретить танго попечитель Одесского учебного округа не был оригинален. Среди воинственных недругов танго были и более выскопоставленные особы. Так, папа Пий XI еще ранее официально запретил этот танец, а немецкий кайзер Вильгельм ІІ называл его «оскорблением морали и нравственности».
Впрочем, время расставило все по своим местам. Второй век живет танго в Европе, в России, других странах мира, радуя нас энергией здоровья, темпераментом и проникающей в сердце музыкой.
Томные, полные и грусти, и неуемной энергии звуки старинного танго… Вот уже в течение ста лет он во всем мире остается самым популярным танцем. Однако судьба танго не только в Европе, но и в России начала XX века была непростой, полной драматических событий, о которых сегодня мало кто помнит. Вместе с тем самая разнообразная хореография танго и сегодня постоянно дополняется, совершенствуется на сценах театров и клубов, на уже ставших популярными фестивалях и конкурсах классических танцев. Танец этот давно перешагнул границы многих государств, став явлением подлинно интернациональным.
Слушая знакомые с детства звуки, вспомним, как пришел к нам этот «белокрылый танец». Европейская «биография» танго начинается с 1910 года, когда один из аргентинских композиторов привез в Париж музыку и хореографию этого танца. Париж был выбран не случайно, так как в области бальных танцев Франция издавна являлась законодательницей мод для всей Европы: не зря ведь созданная в 60-х годах XVII века Парижская академия танца многие годы регламентировала стиль и манеру исполнения «бальной хореографии».
1 января 1914 года «Санкт-Петербургские новости» сообщали, что «Париж называют теперь столицей танго», а фельетонист московской газеты «Русское слово» Влас Дорошевич в январе 1914 года писал об «эпидемии, которая свирепствует в Европе и носит название танго». Отношение к аргентинскому танго было неоднозначным. Одни одобряли новый танец, другие, наоборот, резко порицали, так как считали его неприличным, против танго в разных странах ополчились влиятельные силы.
Публикации столетней давности в газетах и журналах позволяют проследить, как новый танец делал свои первые шаги по Европе.
25 января 1914 года газета «Новое время» так высказалась по поводу танго: «С каждым новым танцем в жизнь входит новый стиль, новая линия. Так было с вальсом, так было с полькой. То же самое происходит и с танго. С ним в нашу жизнь пришла новая «кривая», форму которой еще трудно установить… Но «кривая» ползет и ползет. Она уже проникла в дома и семьи». В те же дни столичная газета утверждала, что «танго сводит петербуржцев с ума»…
А газета «Биржевые новости» 26 декабря 1913 года опубликовала мнение о танго известной русской балерины Тамары Карсавиной: «Собственно говоря, тот танец танго, который танцуют в Аргентине, ничего общего не имеет с танго, которое исполняется в Париже. Я видела оба исполнения… В то время, как в Аргентине танго в своих рискованных положениях еще ярче подчеркивается самими исполнителями, танго в Париже, если можно так выразиться, облагорожено и допустимо к исполнению в обществе. Танго весьма интересен, как танец характерный, и если его исполнять без вычурностей, то он весьма приличен…»
Сотрудники журнала «Развлечение» обратились к некоторым «специалистам по танго» с просьбой пояснить, как все же его надо танцевать? Один из советов: надо танцевать так, «чтобы танцующие напоминали людей, которым страшно узки ботинки, и каждый шаг доставляет им невыносимые страдания. Тогда вы получите картину настоящего танго!..»
«Русская музыкальная газета» 29 января 1914 года сообщала читателям, что «высшее духовенство многих стран обратилось к своей пастве с воззванием, предостерегающим против танго и иных новейших танцев». Газета «Русское слово» 12 января 1914 года утверждала: «Император Вильгельм запретил своим офицерам танцевать танго. Архиепископ Парижский и другие епископы Франции пишут пасторские послания против танго».
Вместе с тем «Петербургский листок» восторженно сообщал, что в столице «витрины магазинов сплошь увешаны материями цвета танго (оранжевый); всем предлагают духи, перчатки, ботинки, и всюду вы слышите — «танго», «танго» и «танго»! Уже идет оперетка «Принцесса танго», в книжных магазинах выставлены книги о танго…» Вот ведь каким популярным было танго сто лет назад. Не позабыт этот танец и сегодня.
Автор: Николай Гнатко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |