ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ
Центральные торжества проводились на Соборной площади Екатеринослава. Ее и поныне украшает Преображенский собор. Поэтому стоит напомнить: когда в конце ХVIII века создавался город Екатеринослав, по замыслу светлейшего князя Григория Потемкина главным и самым величественным украшением нового города должен был стать собор Преображения Господня с 12 престолами и с двумя приделами — один во имя святой великомученицы Екатерины, другой во имя св. Иосифа.
И не случайно, ведь на освящение собора в мае 1787 года прибыли российская императрица Екатерина ІІ и император Священной Римской империи Иосиф II. Это происходило во время известного южного путешествия Екатерины Второй, и закладка собора в Екатеринославе стала одним из заметнейших событий в том путешествии. Князь Потемкин предложил соорудить собор французскому архитектору Клоду Леруа. Собор должен был быть самым огромным во всей вселенной и с удивительным, нигде невиданным куполом на нем. Архитектор, испугавшись такого заказа и не надеясь исполнить его, говорят, бежал за тридевять земель. (1, с. 55).
Собор, заложенный Екатериной Второй и Иосифом Вторым, впрочем, так и не был построен в задуманном виде. «Мы с императрицей Екатериной в один день совершили великое дело, — прорек австрийский император после закладки собора своим приближенным. — Она положила первый камень в основание собора, а я второй и последний». Пророчество императора, судя по последующим событиям. оказалось пророческим. Со своей стороны французский посол граф Сегюр заметил, что в заложенном храме едва ли когда-либо будет совершаться богослужение.
После смерти князя Потемкина, а затем и Екатерины Второй работы по строительству Преображенского собора были приостановлены (на 1788 год был готов лишь фундамент). Сановных путешественников помнит лишь каменная верстовая миля, сооруженная накануне приезда Екатерины II вблизи самого собора. Новый проект собора принадлежал известному русскому зодчему академику Адриану Захарову. На сей раз храм должен был быть куда скромнее — в шесть раз меньше первоначально задуманного. Его постройка осуществилась при поддержке императора Николая Первого.
Кстати, будучи еще наследником престола, в мае 1816 года великий князь Николай Павлович, совершавший свое путешествие по России, проездом побывал в Екатеринославе и ночевал здесь. Долго решали, где быть собору, пока император Николай I собственноручно не написал на докладе об этом 10 августа 1829 года: «Я считаю лучшим место то, на коем была закладка собора покойной императрицей…». Преображенский собор был закончен строительством 9 мая 1835 года и 29 июня того же года освящен.
Вот у этого исторического екатеринославского храма и происходили в начале 1913 года юбилейные торжества. Преосвященный Феофилакт (архиепископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита в городе не оказалось) отслужил на Соборной площади торжественное богослужение, а затем состоялся воинский парад. Площадь украшали бюсты первого и последнего из российских царей — Михаила Федоровича и Николая Второго.
ДРУЖНЫМИ КОЛОННАМИ
Учитывая национальный состав тогдашнего Екатеринослава, торжественные богослужения состоялись также в евангелической лютеранской церкви, в главной хоральной синагоге для учащихся и в синагоге по Казачьей улице с участием хора и обер-кантора.
В 3 часа дня состоялась закладка храма во имя святого Николая и торжественное богослужение в колонии Александровского завода Брянского общества. Этот храм-памятник перенес испытания безбожных времен и выстоял, сохранившись до нашего времени. В городе его называют Брянская церковь. Там ныне находится Дом органной и камерной музыки.
Весь Екатеринослав в тот день был разукрашен национальными трехцветными флагами, а вечером иллюминован. Все общественные и казенные учреждения, равно как и учебные заведения, в этот день были закрыты. В учебных заведениях 21 и 22 февраля проходили литературно-музыкально-вокальные вечера, посвященные юбилею. Программы вечеров составлялись педагогическими советами заведений отдельно каждым, но в общих чертах были весьма сходны между собой. Главным образом в программу входили посвященные юбилею музыкальные произведения Глинки, Рахманинова, Ипполитова-Иванова (кстати, супруга композитора Ипполитова-Иванова певица Варвара Михайловна Зарудная родилась в Екатеринославе, а брат ее был павлоградским уездным предводителем дворянства). Вечерам предшествовали рефераты на темы из истории царствования династии Романовых. В одних учебных заведениях они были прочитаны преподавателями, в других же — учениками старших классов.
21 февраля 1913 года состоялись литературные утренники во всех 6-классных, 4-классных и 2-классных городских училищах, в 14 начальных училищах, в еврейских начальных школах, в немецкой меннонитской школе и в железнодорожных школах. В некоторых учебных заведениях были устроены чтения с туманными картинами. Учащимся раздавались сладости. Либеральная газета «Южная заря» не преминула съязвить, что «также организованы чтения в губернской тюрьме и арестантских ротах».
В тот день вышли юбилейные номера местных газет, посвященные годовщине. «Приднепровский край», «Русская правда», «Южная заря» рассказали читателям о самом юбилее и юбилейных торжествах. Отдельно подготовились местные биоскопы (иллюзионы) — предшественники нынешних кинотеатров. В биоскопах «Блиц», «Модерн», Зайлера, «Ролл» шли юбилейные картины. Скажем, в рекламе биоскопа «Блиц» сообщалось:
«В торжественные дни праздненства 300-летия царствующего Дома Романовых программу театра украсит грандиозная по замыслу картина, изображающая важнейшие эпизоды государства в период правления Державного Дома Романовых «300-летие Дома Романовых. 1613-1913». Главными исполнителями выступают артисты московских Императорских и художественных театров. Все снимки ее произведены на местах исторических событий, с разрешения Министерства Императорского двора. В картине имеется снимок, изображающий коронацию ныне благополучно царствующего государя императора Николая II Александровича, единственный и драгоценный негатив, который был снят Люмьером в 1896 году. Демонстрируется картина в трех больших отделениях, длина около 1900 аршин».
В ГОРОДЕ ЧУДОМ УЦЕЛЕЛ ПАМЯТНИК 300-ЛЕТИЯ
Еще накануне юбилея пресса извещала о мероприятиях, предпринимаемых к юбилею. В частности, в честь 300-летия Дома Романовых предлагалось построить церковь в Яковлевском сквере на центральном Екатерининском проспекте в Екатеринославе (на территории бывшего Яковлевского сквера в 1974 году выстроен театр оперы и балета). Среди прочих предложений было следующее. Директор Екатеринославского областного музея им. Поля, специалист по истории запорожского казачества профессор Дмитрий Яворницкий предложил построить эту церковь в старинном украинском стиле, по образцу деревянного запорожского собора в Новомосковске под Екатеринославом. С этим проектом должна была выступить Екатеринославская ученая архивная комиссия. Она предполагала представить проект в комитет, который должен был руководить строительством и в Императорскую археологическую комиссию в Петербурге.
Однако до строительства церкви в Яковлевском сквере не дошло. Город украсился другим храмом — на Брянской колонии в заводской колонии близ Брянского (Александровского) металлургического завода (впоследствии — завод имени Г. Петровского).
Закладывали храм в юбилейный день — в четверг, 21 февраля (6 марта) 1913 года. Торжество состоялась в 3 часа дня, затем прошло торжественное богослужение в колонии Брянского завода. Для закладки фундамента церкви Брянский завод выделил 10 тысяч рублей, а рабочие собрали около 400.
А на следующий день, 22 февраля в зале городской думы провели юбилейный концерт Музыкального общества (в том году Екатеринославское отделение Императорского русского музыкального общества проводило свой XV сезон). Чистый сбор с этого концерта поступил на постройку Брянской церкви. В концерте принимали участие М. В. Тимощук, Е. О. Еремеева (пение), М. А. Пасенко, М. Ю. Зубова (фортепиано), хор учащихся музыкального училища и любителей под управлением Д. Г. Иванова. Стоимость билетов составляла от 35 копеек до 1 р. 75 копеек.
Как отмечали современники, Свято-Николаевский храм создавался коллективной волей и средствами. Главным же образом храм был обязан своим происхождением Александровскому заводу Брянского общества (в народе — Брянский завод) и руководителям общества, вложившим в создание прекрасного памятника много сил, знания и средств. На ускоренное сооружение церкви завод ассигновал 170 тысяч рублей.
В числе зиждителей храма, как некогда говорилось, виднейшее место занимал председатель правления Брянского общества Николай Николаевич Кокшаров, сам геолог по образованию и сын известного геолога академика Николая Кокшарова.
Автор: Николай Чабан
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
— В Кострому? Было такое сновиденье. Позвольте, когда же это?.. Ну да, третьего февраля сего года. Государь-император, а рядом с ним, помнится, еще граф Фредерикс стоял, такой, знаете, министр двора. Ответить | С цитатой