По новому стилю день рождения Валентина Серова приходится на праздник Крещения Господня – 19 января. Именно в этот день в 1865 году в Петербурге, в семье композитора и музыкального критика Александра Серова родился мальчик, которого назвали Валентином. К рисованию Серов-младший стал тянуться очень рано. И поскольку в числе многих знаменитостей, которые бывали тогда в гостях у Серовых, часто появлялся художник Илья Репин, он-то и занялся с Валентином изобразительным искусством. Сначала занятия с Серовым Репин проводил в Париже, а потом в Москве и Абрамцеве. Несколько лет подросток просто жил в доме у Ильи Ефимовича. А в 1880 году Репин направляет Серова в петербургскую Академию художеств, где его наставником становится Павел Чистяков. Творчество Серова вызывает восхищение и у Павла Петровича, и у его современников.
Валентин Серов вошел в искусство сразу как сложившийся мастер. Две работы, показанные на выставке в 1888 году, — «Девочка с персиками (Портрет В.С. Мамонтовой)» и «Девушка, освещенная солнцем (Портрет М.Я. Симонович)»— имели сенсационный успех и были восприняты как новое слово в искусстве. Обе они до сих пор считаются жемчужинами не только русской, но и мировой живописи. За картину «Девочка с персиками» Валентин Серов был награжден премией Московского общества любителей художеств, второй портрет купил для своей коллекции Павел Третьяков. Сейчас «Девочка с персиками» тоже находится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее.
Так сложилось, что именно Валентину Серову суждено было стать связующим звеном между классической живописью ХIХ века и новациями, всевозможными экспериментами с формой и содержанием серебряного века. Творчество Серова было разнообразно, и во всем он проявлял себя как истинный мастер. Во всем он был профессионалом - от уникальной техники рисования углем до крохотных изображений, исполненных графитным карандашом. С 1895 года до самой смерти он трудился над громадной (более 150 листов) серией иллюстраций к басням Ивана Крылова. Всего лишь раз испробовав силы в театральной афише, он создал для «Русских сезонов» настоящий шедевр — лист с изображением танцующей Анны Павловой. А также прекрасные декорации для постановки оперы своего отца Александра Серова «Юдифь» в Мариинском театре и к балету «Шехерезада» на музыку Николая Римского-Корсакова для «Русских сезонов» в Париже.
А еще Валентин Серов был непревзойденным портретистом своего времени и оставил после себя обширную портретную галерею, запечатлевшую людей самого разного возраста. Подтверждением тому является и днепропетровский шедевр - «Портрет Маргариты Кирилловны Морозовой», который художник написал за год до своей смерти – в 1910 году. Кто же она, героиня этой картины? Маргарита Морозова (1873-1958), урожденная Мамонтова - жена известного промышленника начала ХХ века, двери которого всегда были открыты для Валентина Серова. Художник написал портреты хозяина дома – Михаила Морозова, его младшего сына Мики, старшего сына Юрия, а также его супруги.
Как утверждала в одной из своих статей днепропетровский искусствовед Людмила Богданова, портрет Маргариты Кирилловны давался Серову нелегко. Первую попытку художник предпринял в 1903 году, потом - еще одну, но композициями каждый раз был недоволен. И только в 1910 году он пришел к Морозовой с холстом и набросал красками ее фигуру. А вскоре художник внезапно умер от сердечного приступа.
К счастью, Серов успел четко написать лицо женщины: удивительный взгляд ее глаз, нежность, которая струится из них, компенсируют тот факт, что недописанными остались фигура и руки. В 1949 году Маргарита Кирилловна увидела репродукцию своего портрета в журнале «Огонек» и призналась: «Портрет не окончен, но я никак не представляла себе, что он так похож и закончен». И это стало лучшей оценкой работы мастера.
Автор: Юлианна Кокошко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |