Верховная Рада 6 декабря в первом чтении приняла Законопроект 5132 «О внесении изменений в налоговый кодекс Украины».
В законопроекте говорится об акцизах на алкоголь, табак и топливо, особенностях налогообложения субъектов сельского хозяйства и налоги для мобильных операторов — все в пределах разумного. Однако все интересное содержится не в самом законопроекте, а в предложении Комитета ВР Украины по вопросам налоговой и таможенной политики, которое Комитет «приложил» уже после первого чтения.
В предложении Комитет обязывает предпринимателей, которые торгуют сложной техникой, требующей гарантийного ремонта, использовать кассовые аппараты. Первый вопрос – при чем тут такие требования к Законопроекту «О внесении изменений в налоговый кодекс Украины», который регламентирует налоговые ставки? Акциз и кассовые аппараты – совершенно разные вещи, и рассматривать их надо бы отдельно и полностью. Получается же, что идея об обязательном использовании предпринимателями кассовых аппаратов для продажи сложной техники с гарантией вообще не обсуждалась, так как предложение Комитета было внесено после первого чтения.
Интересно, что Комитет внес предложение непосредственно в день первого чтения законопроекта – 6 декабря. То есть, в течение одного рабочего дня законопроект приняли, после этого Комитет успел собраться, придумать это предложение, каким-то образом обосновать его связь с законопроектом, проголосовать за него и внести. Согласно данным официального сайта Комитета, в заседании в этот день приняло участие 27 человек из 32, то есть – почти все. Значит, заседание было запланировано и, возможно, само предложение также подготовлено заранее. Причем члены Комитета были удивительно единогласны — против расширения обязательного использования РРО проголосовал только один депутат и ещё два депутата воздержались.
Все очень похоже на то, что эту норму решили «пропихнуть», быстренько внеся «предложение» в уже проголосованный в первом чтении законопроект. Учитывая, что второе чтение проходит по ускоренной процедуре, можно ожидать, что предприниматели к Новому Году получат чудесный подарок в виде новой нормы.
Но даже если оставить в покое момент законности внесения данного предложения уже после первого чтения, суть его вызывает не меньше вопросов. Получается, что предпринимателей обязали использовать кассовые аппараты, исходя не из оборотов, а из вида деятельности – под новую норму попадают, в первую очередь, продавцы бытовой техники.
«Непонятно, почему именно продавцов гарантийной техники обязали работать с кассовыми аппаратами. Чем этот вид предпринимательства хуже, чем другие? Принятие в первом чтении неокончательное, и будет борьба, так как в комитете уже многие передумали, — уверен народный депутат, член-корреспондент Академии экономических наук Украины, профессор Александр Кирш. — Непонятно, кто может лоббировать эту норму, которая делает исключение для видов деятельности. Почему для всех остальных предпринимателей кассовый аппарат необходимо использовать после миллионных оборотов, а этим — с первой же копейки? Дело еще в том, что проголосовали налоговые законы впопыхах, и редакцию обязательно будут менять. Если же предположить, что примут редакцию Комитета, то следует ожидать полного ухода в тень таких предпринимателей».
Строго говоря, под «сложную технику, требующую гарантийного ремонта», можно подогнать достаточно много товаров – например, велосипеды. И пострадают от этого, в первую очередь, небольшие интернет-магазины и семейный бизнес. Например, мелкий интернет-магазин покупает технику на оптовом рынке и продает одну позицию в неделю. Это не бог весть какие доходы, и предприниматель до сегодняшнего дня прекрасно сам справлялся с бухгалтерией. Теперь же ему придется нанимать специально обученного кассира и бухгалтера, так как кассовый аппарат требует ежедневной и ежемесячной отчетности. Естественно, такой мелкий бизнес сразу станет убыточным и магазин закроется. Или уйдет в тень.
«В принципе, это правильно, весь мир учитывает продажу гарантийной техники, и с точки зрения защиты прав потребителей и экономики это верно, так как не позволяет скрывать доходы. Однако эта мера и не ко времени, и не так реализуется, — прокомментировал новый законопроект Михаил Крапивко, член совета Лиги аудиторов Украины. — Во-первых, такие решения принимаются обычно, когда экономика растет, а не тогда, когда она падает, и у людей нет денег. А во-вторых, в реалиях Украины данное требование относится к сегменту контрабанды, и способствует тому, что этот сегмент еще больше уйдет в тень. Те, кто закупали товар полулегально и продавали его относительно легально, например, через интернет, станут продавать технику под видом комиссионного товара, с помощью частных объявлений, объявлений на нелегальных досках и т.д. Кроме того, вызывает сомнения тот факт, что государство делает это действительно для фиксации оборота средств. Сам кассовый аппарат – недешевый и требует ежемесячных платежей (за модем, эквайринг, обслуживание). Платы эти получает узкий круг лиц. Если бы государство не хотело получать дополнительные деньги в интересах узкого круга лиц, то сдавало аппараты в аренду, сняло дополнительную материальную нагрузку, но почему-то делать этого не хочет, значит, цель не фиксация».
Получается, что инициаторы данного предложения под видом узаконивания некоторых видов деятельности не только ставят малый и средний бизнес под угрозу, но и стараются сами нажиться на дополнительных платежах, которые ложатся на предпринимателя с покупкой кассового аппарата.
Итак, почему же предприниматели так не хотят использовать регистраторы расчетных операций, то есть, кассовые аппараты? Во-первых, потому что его нужно купить, и стоит он не менее 6 тысяч гривен (в основном даже более). И во-вторых, потому что с его покупкой и начинаются все проблемы.
Предприниматели могут использовать только РРО, вошедшие в реестр разрешенных кассовых аппаратов, и не более 7 лет. Казалось бы, не так уж и мало, однако реестр может меняться, и если не повезло, аппарат придется менять чуть ли не ежегодно. Но, допустим, повезло, и кассовый аппарат удачно куплен на пару лет. Тут же в него нужно внести все позиции вашего, например, магазина с ценами, что сразу отсекает вариант работы под заказ с плавающей ценой. Теперь каждый чек, пробитый через кассу, должен отправляться в налоговую. Для этого придется купить специальный модем, который будет делать это автоматически, в режиме реального времени. Кроме того, придется вести кассовую книгу, в которую необходимо ежедневно вносить все чеки и по которой ежемесячно нужно сдавать отчет. Кстати, штрафы за неправильно пробитый чек достигают пятикратного размера суммы чека. Штраф можно получить и за временно неработающий модем, например.
Естественно, сам предприниматель с такой нагрузкой вряд ли справится – нужен специально обученный кассир и, желательно, бухгалтер. Плюс еще две зарплаты.
Но и это еще не все. Как только вы приобретаете кассовый аппарат, хотите вы того или нет, вас сразу подключают к обязательному обслуживанию, что снова влечет за собой ежемесячные траты, которые, по словам бухгалтеров, составляют от 300 грн. То есть 300 грн – это сумма, которую предприниматель перечисляет обслуживающей фирме в том случае, если аппарат весь месяц работал исправно. Если были проблемы – сумма повышается.
«Я уверена, что власть обязана ликвидировать коррупционную составляющую в использовании РРО, реализовать инициативы об использовании в фискальном учете гаджетов (телефонов, айпадов, компьютеров), как это предусмотрено законопроектом 4217, — рассказала Оксана Продан, депутат Верховной Рады, член Комитета таможенной и налоговой политики, проголосовавшая против предложения. — На Нацсовете реформ Президент предлагал возможность компенсации стоимости РРО бизнесу, как это было сделано в других странах. Но нельзя заставлять предпринимателей в очередной раз выполнять желания фискалов. Они думают, что пошагово, начав с бытовой техники, смогут убить упрощёнку, но так не будет».
Итак, что же мы имеем в итоге? Мелких игроков бизнеса пытаются заставить играть по правилам крупного, что влечет естественную их смерть. Коррупционную схему кассовых аппаратов пытаются пропихнуть во все сферы деятельности, что влечет уход их в глубокую тень и переход значительной части экономики Украины на «темную сторону». Такая инициатива невыгодна ни предпринимателям, ни государству, зато, видимо, очень выгодна отдельным персоналиям, которые получают «откаты» с черного рынка и доход от самих кассовых аппаратов.
Автор: Юлия Северьянова
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
http://www.amc.gov.ua/amku/control/main/uk/publish/article/1 31907 Ответить | С цитатой | Обсуждение: 3