Искусство в лихие девяностые
Руслан Кутняк в мире искусства всю свою жизнь. Профессионально рисовать начал с шестого класса. Учился этому в Днепропетровской детской художественной школе. Преподаватели были так впечатлены работами мальчика, что сразу перевели его из первого в третий класс. Так он окончил школу всего за два года и поступил в Днепропетровское государственное художественное училище им. Вучетича. С красным дипломом училища поехал в Киев, поступать в Академию изобразительного искусства и архитектуры:
— В советское время профессия художника была очень организованной, — рассказывает он. — Заканчиваешь академию, тебя распределяют на художественный комбинат. Эта работа хорошо оплачивалась: необходимый месячный минимум можно было отработать одной-двумя картинами. Поэтому у художников было много свободного времени для подработок или самообразования. Профессия востребованная: поступить в художественную академию было непросто.
Пока учился, распался СССР. А вместе с ним — и вся налаженная система работы художников. Многие ушли из профессии, другие — решили выживать:
— Это стало для меня проверкой. Ведь художник это не профессия, а призвание, — говорит он. — Нужно очень любить это дело, чтобы писать работы, которые не имеют адресата или гарантированного покупателя.
Первые картины продавал на Андреевском спуске. Это были портреты детей, стилизованные под старинные фотографии. Тогда возможность показать миру свое творчество была праздником для молодых художников. На большой заработок в начале девяностых не рассчитывали:
— Картины продавали и по 150 рублей, это тогда была средняя зарплата и довольно хорошая цена. Но никто не привязывался к доллару и не знал реальной ценности работ. Получалось, что художники отдавали свои этюды за смешные по мировым стандартам пять-десять долларов. Мы приносили свое творчество в художественные салоны, где картины скупали ушлые продавцы из Польши и других стран ближнего зарубежья. Они покупали их за 10 долларов и перепродавали за 100—150.
Из-за того, что авторские права в Украине были так слабо защищены, пострадал и Руслан Кутняк. Однажды к нему в мастерскую зашел галерейщик из Германии. Он утверждал, что такие работы уже видел — причем в репродукциях и использованные в рекламных целях. Выяснилось, что когда появился Интернет, Руслан отдал слайды широкого разрешения для публикации во всемирной сети. В Германии их использовали по своему усмотрению.
Рядом с приземленным — божественное
После академии Руслан вернулся в Днепропетровск. Уже вместе с женой и ребенком. Здесь прожили восемь лет. Но простора для творчества не хватало. Жил на два города. Ведь в Киеве проходили все выставки и художественные акции. Вот и перебрались с семьей снова в столицу.
Выставку «Сезоны и стихии» первой показал днепропетровцам. Это сорок картин, охватывающих творчество Руслана с 90-х годов и по сей день. Днепропетровцы увидели картины в жанре соцреализма, серию «Власть и деньги» (украинские олигархи и политики, сделанные из гривен), серию «Времена года» (мировые политики на деньгах) и серию «Стихии» (плащаницы).
Создавать искусство из денег начал случайно. В 2006-м состоятельный друг подарил Руслану Кутняку лист неразрезанных купюр. Есть в бонистике (наука о денежных знаках. — Прим. авт.) положение: чем значимее фигура, тем на меньших купюрах она изображена. Поэтому из одногривенных получился портрет Рината Ахметова. Позже эту работу взяли на обложку новогоднего номера журнала «Власть и деньги». Руслан понял — идея людям приглянулась:
— В нашей стране власть — одна из ключевых тем, — рассказывает Руслан. — А власть соткана из денег. Поэтому они и стали исходным материалом.
Портреты Руслан Кутняк вырезал из гривен — мелкими кусочками, как мозаику, накладывал их на целые купюры. В среднем, на изготовление одной работы уходил месяц. В серию «Власть и деньги» вошли также портреты Виктора Пинчука, Игоря Коломойского, Виктора Януковича, Петра Порошенко, Юлии Тимошенко, Виктора Ющенко, Арсения Яценюка и других знаковых личностей. Правда, увидеть на выставках можно уже не все денежные картины. Так, портрет днепропетровского губернатора выкупили.
Когда ты режешь деньги, они теряют свою себестоимость, превращаются в мусор, считает художник. Спустя время он начал резать и другую валюту. Ведь гривну в мире мало знают. Появился проект «Времена года»: Владимир Путин из рублей, Барак Обама — из долларов, Ангела Меркель — из евро и королева Великобритании Елизавета Вторая из английских фунтов:
— Россия — зима. Ведь у всего мира она ассоциируется с холодом. Вечный противник — США, соответственно, лето. Тем более что Обама — афроамериканец. Весна _1 Ангела Меркель, потому что Германия поднимается и расцветает в последнее время. Осень — это Англия, ведь Елизавета немолода.
Такое распределение также связано с цветом валюты: рубли — холодных оттенков, доллары — цветущий зеленый, евро и фунты — теплых оттенков. Руслана часто спрашивали: можно ли вообще резать деньги? Однако ни на одной из купюр, что он использовал, не было запрещающей надписи. Примечание о том, что уничтожение денег преследуется по закону, было только на советских рублях.
Идея портретов из денег принадлежит Руслану Кутняку. Но в мире есть и другие художники, эксплуатирующие эту тему. В Испании делают картины из мятых однодолларовых купюр. В Прибалтике есть женщина, создающая скульптуры из денег. Встречаются такие работы и в Китае
Рядом с долларами и гривнами неожиданно — изображения Христа в гробу:
— Я решил соединить в одной выставке материальное и духовное. Пейзажи с храмами писать было бы слишком примитивно. Поэтому символом Бога и стали плащаницы. За основу для работ я взял Туринскую плащаницу в натуральном размере. Ведь она доказывает существование Бога. В основе этой серии постулат «Бог во всем» — во всех стихиях. Поэтому на работах мы видим и воздух, и воду, и огонь, и землю.
Флорентийский триумф
Сегодня Руслан Кутняк — востребованный художник. Его картины выставляются во всем мире, есть в престижных художественных каталогах, стоят от тысячи до десятков тысяч долларов. Но так было не всегда.
Как только заходишь на выставку Руслана Кутняка, в глаза бросается необычная картина. Поверх библейских сюжетов, на фоне красивейшей природы изображена яркая овца, перечеркнутая красным. Первым делом я попросила художника рассказать именно о ней:
— Я с пяти лет занимаюсь рафтингом (спортивный сплав по горным рекам. — Прим. авт.) в Забайкалье, Алтае, Сибири, на Кольском полуострове, Урале. На картине — реальный вид с уральского перевала Кар-кар на долину реки Манара-га. Композиционно картина напоминает работу Тинторетто «Рождение Иоанна Крестителя». Здесь же, в скалах из озера рождается река Манара-га. В это же время в мире появляется первое клонированное существо — овечка Долли. Было много споров о том, насколько это нужно и грешно ли. Поэтому я и «припечатал» сверху Долли, чтобы показать — есть божественное рождение, а есть — человеческая надменность.
Картину «Апокриф. Страсти по Тинторетто» («Овечка Долли») в 2001 году он подавал на всеукраинское «Триеналле». Художественный совет картину принял, но в экспозиции она не участвовала. Не прошла во второй тур. Через два года, в 2003-м она же выиграла флорентийское Биеннале:
— Я — первый украинский художник, который получил медаль в номинации «живопись» за эту работу, — рассказывает Руслан Кутняк. — Надо не бояться отказа. Посылать работы на выставки, фестивали, конкурсы. Даже, если тебе откажут десятки раз, когда скажут «да», это будет, действительно, триумф.
Секрет успеха он видит в том, что пишет не для заработка, а для души. Я не создаю деньги, я создаю произведения искусства, — подчеркивает Руслан.
Автор: Алена Дрыга
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |