И это не все. 41-летний криворожанин Игорь Рукавицын — автор вышедших в последние годы основательных изданий «Кривой Рог в открытках, документах, фотографиях» (второе издание, 2012), «Финансовые и кредитные учреждения Украины конца ХIХ — начала ХХ века в открытках, документах и фотографиях» (Киев, 2013), «Нотариат конца ХIХ — начала ХХ века» (Киев, 2013). Игорь Рукавицын — член Национального союза краеведов Украины. В 2010-м удостоен общественной награды «За выдающийся вклад в развитие коллекционого дела России» (Петербург) в номинации «Филокартия». Два года назад награжден знаком «За заслуги перед містом» третьей степени (Кривой Рог). В мае-июне 2013 года подготовил и провел в Днепропетровском историческом музее им. Д. Яворницкого выставку «История финансов Екатеринославщины конца ХІХ — начала ХХ века».
— Игорь Анатольевич, судя по фактам вашей биографии, вы человек неординарный: у вас три высших образования. Вы не транжирите попусту время. А, наоборот, сумели сконденсировать его, понимая его скоротекучесть. Сейчас вы — соискатель на одной из кафедр исторического факультета Днепропетровского национального университета имени Олеся Гончара. Но прежде чем поговорить о ваших интереснейших книгах, хочу спросить: с чего началось для вас увлечение коллекционированием?
— Первый поход к коллекционерам у меня состоялся в седьмом-восьмом классе. Я принялся тогда увлеченно коллекционировать боны Российской империи. Наверное, эстетика денег одолевала меня. А потом был большой перерыв. И второй мой приход в бонистику произошел через украинскую нумизматику. Увидел у товарища первые монеты Независимой Украины и загорелся. Понравились сама идея, художественное исполнение монет. Ведь в каждой юбилейной монете закладывалась какая-то идея — почему такой орнамент использован был, а не иной. Национальный банк выпускал также книжечки, которые для простого человека все растолковывали — к примеру, откуда взят тот или иной рисунок, почему так или иначе скомпонована композиция. Конечно, к проекту были привлечены очень талантливые люди, и большинство серий было исполнено большого смысла. Это было важно в мотивации моего собирательства.
Но признаюсь, когда все монеты собрал, — неинтересно стало. Начал я их собирать где-то в 1999 году и закончил в 2006-м, потому что Нацбанк стал допечатывать редкие монеты. Дело в том, что самые первые монеты печатались не в Украине — их чеканили монетный двор Словакии, королевский двор Великобритании, часть монет напечатана в России. Через пять-шесть лет по просьбе определенных лиц начались допечатки редких украинских монет. Эти допечатки выбрасывались на рынок. Меня это жутко разочаровало. А еще существует план выпуска монет. Это тоже мне не подходило. И поэтому я перешел к собирательству бон.
Однако коллекцию монет храню. Медно-никелевые юбилейные монеты Нацбанк Украины стал выпускать с 1996 года. Мои три альбома содержат порядка 350 украинских юбилейных монет. Кроме медно-никелевых, выпускались также монеты из серебра и золота. Эти, конечно, подороже. На тот момент, когда я охладел к монетам, было выпущено около 18 золотых монет. Самая дорогая, так называемая серия «Оранта», печаталась в Вене на Австрийском монетном дворе. А самая крупная на сегодня стоит семь-восемь тысяч долларов за одну монету.
— У вас же такой нет?
— Есть. Купил совершенно случайно за пятьсот долларов. Позвонил человек по объявлению и предложил. У меня в Интернете два крупных сайта. Они работают уже около десяти лет. Один сайт посвящен украинским бонам и монетам — www.grivna.org.ua. И второй сайт посвящается истории финансово-кредитной системы Российской империи и называется www.oldbank. info. И тот, и тот я потихоньку модерирую. На сайте по гривнам до сегодняшнего дня самый активный форум из всех форумов, существующих по юбилейным монетам Украины. Однако я уже отдал другому человеку права модерирования. Он готовит для сайта новости, и это все вполне в рабочем состоянии. Но я уже от этого отошел. Я переключился на украинские боны времен первой государственности Украины в 1917-20 годах, где коллекционера ожидает больше неожиданностей.
— Вы рассказывали мне разные истории с драматическим содержанием о судьбах коллекций украинских бумажных денег. А ваша коллекция в безопасности?
— Да. Моя коллекция хранится не дома, а в банке.
— А когда созрела у вас идея первой книги — о старом Кривом Роге?
— Все началось в 2009 году. Московский профильный журнал «Филокартия» исследует почтовое обращение и делает упор в филокартии на документальной открытке. Для этого журнала в рубрику о малых уездных городах России я и написал статью «Кривой Рог на почтовых открытках». Предложил читателю прогулку по улицам города, следуя за тем материалом, который был на открытках. Естественно, был и упор на филокартию — при публикации составил небольшой каталог, рассказал, кто и когда выпускал старые криворожские открытки. Со временем у меня стал добавляться материал.
Потом познакомился с человеком, который предоставил в мое пользование Адрес-календарь по старому Кривому Рогу. Он появился всего один раз — в 1914 году в Кременчуге вышел «Деловой и коммерческий Кривой Рог». И уже на его базе удалось расширить материал. Так возникла идея создать книгу о старом Кривом Роге. А по мере работы над книгой рождались разделы. Скажем, по Екатерининской железной дороге или по Криворожскому рудничному району. Скажем, в той книге, которую сейчас издаю, оставил лишь Кривой Рог как местечко как таковое. А Криворожский рудничный район вынес отдельно, так как это уже нынешний Кривой Рог, а тогда была просто территория, связанная экономически, природно и географически, но никоим образом не территориально: три уезда двух губерний — Херсонской и Екатеринославской. И вот опыт работы над книгой о старом Кривом Роге оказался достаточно удачным.
Следующей книгой стало мое основное, профильное — финансовые и кредитные учреждения той части Украины, которые входили когда-то в состав Российской империи. Написание книги на эту тему длилось в течение года. А предшествовали ей статьи в том же журнале «Филокартия», с легкой руки которого у меня вырисовалась уже не одна книга. Всего в этом журнале появилось порядка тридцати статей.
В нынешнем году в Киеве мною издано двухтомное издание «Финансовые и кредитные учреждения Украины конца ХIХ — начала ХХ века в открытках, документах и фотографиях». После выхода этой книги я пишу для двух журналов — «Вісника Національного банку України» и «Казни України». Первый из этих журналов заказал мене до десятка статей исторического характера, над чем сегодня и работаю. В изданном мною двухтомнике практически каждый житель восточной Украины найдет мало-мальски заметный населенный пункт, где находились отделения финансовых и кредитных учреждений Украины сто лет назад. В конце второго тома я поместил предметный указатель с перечнем всех населенных пунктов с указанием того, какой вид кредитного учреждения был в том или ином городе, местечке или поселке, и ссылкой на страницу, где об этом сказано.
Каждая глава построена по единому принципу. В самом оформлении книги дизайнер использовал ретро-стиль с модерновыми рамочками, богом торговли Меркурием и т. д. Это должно было доносить эстетику и сам дух времени. Чтоб человек, взявший в руки нашу книгу, проникся эпохой, и это напоминало ему те же адрес-календари начала прошлого века. Дается различная информация о каждой из губерний и рассказывается о финучреждениях в уездах в алфавитном порядке. Причем делаем это с привязкой к местности — как улица называлась в дореволюционное время и ныне. Если здание сохранилось, сообщается, что там находится сейчас. Это дает возможность читателю на местности сориентироваться сегодня.
Для этого пришлось совершить тридцать рабочих поездок по Украине! Ездил в музеи, к коллекционерам. Кроме своих материалов, воспользовался в книге материалами пяти коллекционеров, которые мне их предоставили. К примеру, в Одессе я проработал три дня. У коллеги Анатолия Дроздовского целый день сидели дома, подняв книги, справочный материал о банках. Второй день был посвящен выезду в город. Подъезжали к каждому одесскому банку, фотографировали каждую охранную доску, дали привязку. Если какой-то старой фотографии не было, прорисовывали художники, делали графику. Так получилось это издание.
Автор: Николай Чабан
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Педагог известный Вадик-пианист.
Пусть он гениален, звезды пусть хватает,
Но душою где-то не совсем он чист.
Наш Вадик был на все горазд -
Он пианист и… педагог. Ответить | С цитатой