Никогда не узнать писателям, как отзовется их слово. Особенно, если книгу читает ребенок. Прочитанное может перевернуть душу, дать установку и определить навсегда жизненный путь. Именно такой случай и произошел с маленькой Ирой Ковалевой, когда она прочитала книги Обручева, Ефремова, Собко о путешествиях, открытиях нового, поиске неизвестного. Пятилетняя девочка отметила про себя, что этим занимаются люди отважные, мужественные, любознательные и добрые. Ей и самой хотелось такой быть и с такими людьми работать в одной команде.
Как ни странно, а именно в раннем дошкольном возрасте Ира сделала выбор профессии. И никогда позже не сомневалась в его правильности. А ведь в доме архитектора Ковалева было много самых разных книг, журналов, но ничто не привлекало его дочь так сильно, как чтение об археологических раскопках.
Без сомнений отнесла она документы на исторический факультет Днепропетровского университета, но среди учебных предметов археологии так и не дождалась. То было время, когда интерес к прошлому не поощрялся, когда о корнях лучше было забыть. После окончания университета Ирина Федоровна работала в историческом музее, и вот однажды поступило сообщение, что на Орели есть много кремневых орудий. Она тут же взяла научную командировку и поехала на раскопки. Это был ее первый «выход» в археологи. Правда, никакой экспедиции тогда не было. В целях безопасности ее сопровождал муж, металлург по профессии. Она сама копала, действительно, находила черепки, сама разбиралась, что это и откуда.
- Археология - наука чрезвычайно интересная, но и трудная, - рассказывает Ирина Федоровна. - Она изучает прошлое по вещественным источникам, а к ним принадлежат все следы жизнедеятельности человека – от кремневого орудия до Парфенона. Она восполняет пробелы письменной истории, обычно освещавшей жизнь и деяния элиты. А вот жизнь, быт, привычки простых людей оставались вне истории.
Что знали бы мы, например, о «деталях» нашего общего прошлого, если бы археологи не устанавливали факты о мироощущениях древних людей, психологии их поведения? В летописях об этом не писалось. Например, по зубам можно узнать не только возраст находки, но и в некоторых случаях о профессии – если передние зубы истерты – возможно, это сапожник, так они обрабатывали жилы. Кость блестящая, белая принадлежала скотоводу, серая, пористая - кашееду, земледельцу. По состоянию таза узнавали, сколько раз женщина рожала. И многое другое определяли о той далекой, неизвестной нам жизни по найденным частицам от целого, когда-то бывшего живым.
В жизни Ирины Федоровны было столько экспедиций, сколько и весен. Она ждала, когда появится на земле травка, когда потеплеет земля и ее можно будет копать, снимать слой за слоем, чтобы найти что-то удивительное и, может быть, непонятное. Ее до сих пор волнует запах потревоженной травы. Что ж, археология - как болезнь, кто к ней прикоснется хотя бы поверхностно, будет всегда помнить. А тот, кто выбрал ее как профессию, будет жить от экспедиции до экспедиции, в ожидании отъезда на раскопки. Как-то жильцы дома, где живет Ирина Федоровна, организовали во дворе субботник, а потом, удивленные, спросили ее мужа:
- А кем работает ваша жена, что она так быстро и хорошо копает?
Да, приходится копать, такая работа. Там, под землей, зарыты знания, там интерес и надежда на открытие.
Хотя при этом надо с апреля по ноябрь терпеть бытовые неудобства, спать в палатке, отказавшись от дивана, работать под солнцем, ветром и дождем и постоянно разгадывать « ребусы». Археология тем и хороша, что всю жизнь приходится учиться, что-то новое осваивать, постигать, искать. Она находится на стыке наук – материаловедения, реставрации и консервации, искусствоведения, антропологии, химии и других. А еще надо иметь отличную память, ведь возраст находок и многое другое определяется по аналогиям.
Как это ни странно, но эта наука похожа на распутывание интригующих событий детективного романа. Не случайно с археологией была связана Агата Кристи. Да и сама Ирина Федоровна увлекается чтением детективов. В поле человек, проверяется на порядочность и честность.
В 1972 году в университете на кафедре историографии, источниковедения, архивоведения создали научно-исследовательскую лабораторию археологии Приднепровья. И ранее работавшая преподавателем, доцентом Ирина Ковалева ее возглавила, затем стала профессором. С тех пор в ДНУ появился прекрасный большой археологический музей, найденными экспонатами пополняются исторические музеи нашего и других городов области.
Приднепровье имеет долгую историю изучения. Первые сведения о курганах восходят к XVI веку, а найденные в 60-е годы XIX века скифские древности стали знаменитыми на весь мир. Ирине Федоровне пришлось работать практически во всех районах области, где возникала угроза целостности курганов в связи с мелиоративными и другими видами строительных работ. Итогом раскопок стало создание культурно- хронологической истории развития древнего населения нашего края. А последние десять лет лаборатория занимается изучением уникального памятника XVI века позднего украинского средневековья - раннемодернистского времени – казацкого местечка Самарь и построенной рядом с ним в конце XVII века Богородицкой крепости. И снова - интереснейшие находки и богатейшая коллекция.
Экспедиция лаборатории раскапывала улицы, жилища, находила печи, лежанки, кафель, стеклянные бутылки на месте несохранившихся шкафчиков. Рядом с Ириной Федоровной были студенты, увлеченные археологией, люди, которые ее понимают.
- Я училась, как и они, вместе с ними, - вспоминает профессор Ковалева, - одиннадцать из них защитили под моим руководством диссертации.
Но вместе с романтикой археологии присуща и та ее часть, которую называют рутинной. Надо иметь большую усидчивость, чтобы каждый черепок зарисовать, то есть получить его профиль с помощью свинцовой ленты. Затем записать в книгу, дав инвентарный номер.
К сожалению, из-за отсутствия финансирования археологи не могут привлекать смежных специалистов, которые могли бы дать точную характеристику находке. Более того, сегодня возникла реальная угроза продолжению поисковых работ в связи с отсутствием их финансирования. Очень жаль, тем более, что огромное число находок будет безвозвратно потеряно во время строительства на запланированных для раскопках территориях. Запорожские Сечи уже затоплены Каховским морем, зимовники исчезли, снесли в областном центре улицу Каменную, а ведь на ее месте находилась слобода Половица. А там, где нет археологов-профессионалов, придут «черные» археологи.
Лаборатории, существующей сорок лет, нужна финансовая поддержка. И если не может (или не хочет) государство, то, может найдутся спонсоры, которым небезразлично прошлое нашего края.
Скоро начнется учебный год, Ирина Федоровна готовит отчет об очередной экспедиции. А это целый том научных исследований и выводов. Пусть следующее десятилетие принесет нашему археологическому патриарху - профессору Ковалевой удивительные находки и радость открытий.
Автор: Людмила Пашук
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |