Говорили, что Элеонора Дузе была больна тяжелой формой неврастении. Этот факт обсуждался екатеринославцами везде: в светских салонах и на рынках, в земской управе и на вокзале, в банях и домах терпимости. Ибо о неуравновешенности актрисы ходили легенды. Импресарио, например, боялись заключать с премьершей итальянской сцены контракты. И не напрасно. Первый вечер гастролей в Екатеринославе оказался сорванным. Приехав в театр, Э. Дузе сразу же поинтересовалась температурой на сцене: гастролерша отменяла спектакли, если температура на сцене была хоть на один градус ниже предписанной. Так и оказалось. Импресарио пришлось лично объясняться с толпой негодующих зрителей, уплативших за билеты большие деньги.
…В сущности, в этих поступках Дузе была своя логика. Она родилась в семье странствующих актеров, дебютировала в четырнадцать лет в роли шекспировской Джульетты. Родители ее умерли от туберкулеза, и сама она в молодости перенесла вспышку той же болезни. Потому всегда куталась в меха, боялась малейших сквозняков.
На второй день гастролей театр нагрели так, что он напоминал сауну. Элеонора Дузе предстала перед публикой в роли шекспировской Клеопатры. Когда трагедия дошла до сцены, где властная царица Египта Клеопатра становится просто покинутой женщиной, Дузе начала в реалистичной манере в бешенстве бить актера, игравшего роль злосчастного раба… Публика просто оторопела. С одной стороны – какая правда на сцене! А с другой? Зачем же так избивать живого человека? Когда спектакль завершился, – в зале царила тишина. Утром Екатеринослав наполнился слухами: итальянская актриса творит на сцене что-то невразумительное.
На третий день Дузе играла роль звезды театра «Комедии Франсэз» Адриенны Лекуврер. В финальной сцене, где актриса умирает, вдохнув запах преподнесенных ей отравленных цветов, Дузе вырывалась из рук партнера, падала в изнеможении на диван, снова поднималась, и два человека не могли ее удержать. Потом с пронзительным криком, упав, каталась по полу и умерла, судорожно закинув руки. На ее открытых губах, казалось, замер вопрос: «За что?». И вновь зрители сидели оторопевшие: вот это игра!
Согласно хроникам, в Екатеринославе существовал любительский народный театр. В его спектаклях играли гимназистки и кадеты, купцы и учителя. Группа аматоров, решившая повысить уровень своего актерского мастерства, явилась в Зимний театр. Дузе как раз репетировала мелодраму «Дама с камелиями» А. Дюма-сына, где играла роль парижской куртизанки Маргариты Готье. Импресарио ни на шаг не отходил от знаменитой гастролерши. Проведя антракт в гримерке, Дузе появилась на сцене. И вдруг началось нечто… Она заметила, что какой-то реквизит и детали декораций то ли отсутствуют, то ли находятся не на своих местах. Мгновенно вспыхнув от гнева, актриса вызвала маленького немолодого итальянца, который, очевидно, должен был за всем проследить, и начала на него орать. Затем она вцепилась несчастному в остатки волос на голове и принялась его избивать. Схватив кнут, еще и отстегала его. Причем делала это методично и мастерски. Итальянец терпел. Через какое-то время Дузе так же внезапно успокоилась и нежным голосом стала произносить любовные фразы своей героини, которая страдала от лицемерия, жестокости, бездушности и аморальности окружающего мира. На лице великой актрисы не осталось ни тени гнева: оно излучало только любовь и беззащитность.
Группа екатеринославских аматоров довольно долго выходила из состояния психологического оцепенения. Они почему-то не захотели знакомиться с актрисой и тихонько удалились из театра.
Автор: Андрей Тулянцев, кандидат искусствоведения
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |