Но не только петриковской росписью славна наша земля. Мы решили представить читателям «Вечерки» основные центры декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Информацию о них «Вечерке» любезно предоставил областной методический центр клубной работы и народного творчества (директор – Ирина Китаева).
Петриковская роспись
Петриковская декоративная роспись – одно из самых уникальных проявлений художественной культуры наших предков, дошедшее к нам из глубины веков. Триста-четыреста лет назад прапрабабушки современных петриковских мастеров начинали украшать растительными орнаментами изразцы печей, оконные наличники, лари и сундуки. Рисунки несли в себе не только декоративное, но и сакральное наполнение. Старые образцы росписи - это яркое сочетание цветов, ягод, веток деревьев, птиц. Постепенно мастера освоили новые сюжеты, героями которых становятся пейзажи, украинское село, казачество (в том числе – казак Мамай). А материалами для росписи становятся уже не столько стены домов, сколько деревянные, стеклянные, бумажные предметы домашнего интерьера. Петриковской росписью особенно любят украшать ложки и ковши, тарелки и кувшины…
После революции семейные династии мастеров были объединены в центр народного творчества, старинным народным творчеством занимались все члены семей Паты, Панко, Соколенко, Шишацких, Тимошенко, Пикушей и многих других. Роспись стала настолько популярной, что ее изготовление перевели на фабричную основу. В Петриковке успешно работал и экспортировал продукцию в полсотни стран мира Комбинат росписи – увы, давно закрытый и разваленный. Но традиции продолжают более двухсот художников, в большинстве своем объединенных под крылом Центра народного творчества «Петриковка». Одна из самых известных за пределами нашей области мастеров – Галина Назаренко, которая создала полторы тысячи произведений с петриковской росписью в разных техниках и на различных материалах. Ее персональные выставки проходили в США, Канаде, Австралии, Германии, а недавно шестьдесят работ мастерицы были представлены в украинском культурном центре в Париже. Петриковской росписью Галю в детстве увлек родной дядя, многое Галина почерпнула у легендарных Татьяны Паты и Федора Панка.
Царичанская вытынанка
Традиция вытынанки (вырезанного из бумаги узора, которое служило для украшения и оберега помещения) насчитывает много веков и берет свое начало еще в трипольской культуре. На протяжении столетий наши предки верили, что вытынанка приносит в дом радость и защищает от бед. История вытынанки начинается в шестнадцатом веке, когда чаще всего писари (для простых людей тогда бумага была роскошью) из сложенного вчетверо, ввосьмеро листа бумаги вырезали чаще всего геометрические фигуры, увенчанные церковью или крестом. Массовое распространение в селах нашей губернии вытынанка получает в девятнадцатом веке – такие узоры размещают на стенах и печах хат, ими украшают церкви. Наиболее популярной вытынанка стала в Приорельских селах и в древней Царичанке. Этому промыслу становится присущ свой неповторимый стиль: в царичанской вытынанке чаще всего используется принцип симметрии изображения, самые популярные мотивы – народные узоры, растения (в том числе «дерево жизни»). Минималистическими техническими средствами, только ножницами и бумагой, каждая из мастериц создает в работе собственный образный мир.
Познакомиться с работами мастеров, узнать о традициях и сакральном смысле этого искусства можно в Царичанском районном Дворце культуры, на базе которого работает уникальная народная студия вытынанки. Ее возглавляет удивительный мастер Людмила Бабич, в свое время постигавшая таинства этого промысла у хранительницы традиций царичанской вытынанки Антонины Авдеенко.
Новомосковская вышивка
Одно из самых массовых направлений работы новомосковского этнографического центра «Самара» - древнее ткачество, изготовление рушников и вышивка по старым традициям.
- Вышивкой и ткачеством в нашем этнографическом центре занимаются около сорока мастеров – как признанных, с опытом, так и «молодых, да спорых в руках», - рассказывает руководитель «Самары» Надежда Николаевна Явор. – Когда мы начинали возрождать традиции древнего ткачества, то учились элементарному – ткать на древнем станке старинное полотно из льна с коноплей. Ткали «лижныки» - ткань, которой накрывали лавки. Потом освоили изготовление рушников с древними узорами. Нашими мастерицами были изготовлены тридцать рушников 16-18 веков, которые были представлены на выставке «Полотняными дорогами предков». А теперь наши мастера ткут и вышивают даже старинные национальные наряды.
Деревянная игрушка
Этот же Новомосковский район стал центром возрождения и древних традиций резьбы по дереву. Учитель по специальности, народный мастер по званию и призванию души, Василий Яковлевич Луганский своим призванием сделал изготовление из дерева детских игрушек. К старинному промыслу он пробудил интерес у сотен детей и подростков.
- С древнейших времен наши предки умели изготавливать из липы, осины, сосны не только предметы домашнего обихода, но и игрушки, которые становились настоящими произведениями искусства, - говорит народный мастер Василий Луганский. – Начиная с восемнадцатого века появилась традиция покрывать игрушки в наших краях удивительной по цветовой гамме и технике нанесения свиной щетинкой «николаевской» росписью. Изучая древние образцы игрушек, музейные материалы, я стремлюсь воссоздавать такие игрушки, какими играли дети двести-триста лет назад.
В Новомосковске по переулку Гастелло, 10, где проживает мастер – своеобразный дом-музей резной игрушки: здесь есть и кони с возами и казаками, и каталочки в виде птиц и животных, карусели, мельницы, акробаты – всего более ста видов разных образов, родившихся из внешне неприметной деревяшки.
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |