Институт прогуливал в мастерской
Сергей Горбань гончар-самоучка. Многое удалось почерпнуть из книг и Интернета, а «живого» гончара впервые увидел в селе Опошня, что на Полтавщине. К тому времени у Сергея уже был довольно-таки большой опыт самостоятельной работы.
— Первую глину подарил знакомый, который начал заниматься керамикой на несколько лет раньше меня. Правда, знакомый не работал с гончарным кругом, а лепил в гипсовой форме. Я же всегда хотел работать именно на круге.
Сергей вспоминает, как с помощью отца по частям собирал первый гончарный круг. Некоторые детали купил в магазине «Юный техник», отец с работы притащил редуктор, помог с материалами, что-то вырезал сам из железа.
— Думал, сяду за круг, и сразу все получится. Но не тут-то было. У отца в библиотеке нашел книгу о народных промыслах. В ней на картинках было показано, как работать с глиной. Вот я и начал пробовать. Центровал, выгонял стеночки. И так уже двадцать лет. Все пришло с практикой. Сейчас смотришь, а пять лет назад делал не так. Возможно, еще через пять получится лучше.
По специальности Сергей Горбань инженер. Изучал контрольно-измерительные приборы. Уже с первого курса понял: душа и руки тянутся к глине.
— Я не жалею и не считаю, что институт был лишним. Нет. Это важный опыт. А занятия периодически прогуливал… в мастерской. Когда мне было 25, ко мне пришла целая делегация. Это была своего рода первая экспертная комиссия. Смотрели, говорили, сказали «молодец». А потом в художественном музее состоялась моя первая выставка.
До глины нужно «дорасти»
По словам Сергея, начинающий гончар думает, что есть такая глина, с помощью которой все сразу получится. Но это не так.
— Мания найти суперглину была в моей жизни долго. Ездил в лес, пробовал, щупал, лепил, в общем, искал. Но со временем начинаешь понимать, что глина просто должна быть достаточно хорошей. Ты переоцениваешь ожидание от глины и недооцениваешь себя. Уже много лет я покупаю глину в Славянске. Изначально она мне не нравилась, потом глина стала лучше. Я даже спросил когда-то у технолога, что они изменили. Оказалось, что ничего, а значит — изменился я.
Сегодня Сергей Горбань доволен качеством глины. С ней и работать хорошо, и продукция получается качественная, не боится мороза, а тем более жары. К слову, большую дровяную печь гончар тоже сложил сам. Сначала посмотрел на другие печи, съездил в Опошню, а затем взялся за дело.
— Первая печь проработала три-четыре года, и ее пришлось перестроить. Из-за постоянных высоких температур печь недолговечна. Сегодня в мастерской печь, в которой можно обжечь изделия 1 м 70 см в высоту и столько же в ширину. Но и этого мне уже кажется мало. Иногда хочется большего.
От гнезда до ванны
Днепропетровский гончар-керамист давно пленил поклонников разнообразием своих работ. Да и сам автор — человек очень многогранный. К примеру, несколько лет назад Сергей свил огромное кресло-гнездо из веток на металлическом каркасе и с этой работой одержал победу на конкурсе «Природа в дизайне», который проходил в Киеве. Сегодня «гнездо» расположено на дереве в мастерской автора.
— Когда к нам приходят дети на экскурсию или мастер-класс, я говорю, что это гнездо дракона, но я его не видел. К концу праздника кто-то из детей обязательно «видит» дракона. Все остаются довольны.
Недавно Сергей предложил жителям Днепропетровска, да и не только, украсить свои дома необычными указателями улиц — сделать их из керамики. Сейчас гончар работает над несколькими табличками, макеты уже готовы, а сами указатели — в процессе. По словам автора, керамический указатель долговечен, прослужит минимум 50 лет.
— Чтобы получить ровную плитку, производится набивка гипсовой формы. Затем наносятся перегородки, которые заливаются специальной краской. Далее сушим, обжигаем и повторно наносим глазурь.
Работа в мастерской практически не останавливается. Что-то сохнет, что-то обжигается. В перерывах появляются новые идеи, а иногда самые неожиданные предложения поступают от клиентов.
— Однажды меня спросили, смогу ли сделать ванну. Я решил рискнуть. Для меня это была проверка на максимум возможностей. Ванну мы делали полгода. Она весит порядка 250 килограммов. В печь ее устанавливали шесть человек, а обжигали на дубовых дровах. Эта дровяная печь уже много раз «видела» большие изделия. К примеру, большие керамические горшки весят 70—100 кг. Мы также делаем керамические вазоны для цветов и декоративные вазы диаметром до 1,2 м и высотой до 1,8 м.
Изделия находятся в печи неделю. День уходит на загрузку, еще день на выгрузку, также нужно время на нагревание и охлаждение. По словам Сергея, продали ванну за 4 тысячи долларов. Затем было еще несколько ванн и умывальников.
В мастерской также изготавливают керамическую плитку ручной работы. Росписью занимается художница Юлия Дунаева. Девушка создает необычные орнаменты, которые кажутся объёмными. Плитку же используют как для декора стен, так и для пола. Среди прочих работ внимание привлекает статуя «каменного бабы» — изображение характерного для нашего региона древнего воина.
Не глиной единой
Сегодня в мастерской, которая находится в центре Днепропетровска, стоит 11 гончарных кругов. По словам Сергея, большего количества кругов в одной мастерской он не встречал нигде. На них работают помощники мастера, а также дети и взрослые, которые приходят на мастер-классы. Еще пять кругов «гастролируют» по Днепропетровску.
— Конечно, поработать на круге совсем бесплатно не получится, но цена минимальная. Вы, по сути, платите за глину и за уборку. Бесплатный опыт работы с глиной можно получить на моем мастер-классе. Раз в две недели в Teahose (Короленко, 1) я провожу такие уроки. Участие бесплатно, а вот готовое изделие, по желанию, выкупается.
С легкой руки гончара и его жены в городе появилось уличное фортепиано. Поиграть на инструменте бесплатно может каждый. Ведь именно в этом и состояла задумка мастера.
— Идею установить на улице фортепиано привез наш друг из-за границы. Он же и проспонсировал покупку. А мы с женой нашли фортепиано и настройщиков, которые отремонтировали инструмент. Также важно было найти кафе или ресторан, в котором люди готовы были присматривать за инструментом. Если оставить без ухода, фортепиано просто испортится.
Пока инструменты находятся в помещении, но как только установится благоприятная погода, три фортепиано выставят на улицу. Одно будет стоять при входе на Монастырский остров, другое — на Набережной Ленина (возле ресторана «Август»), а третье на Карла Маркса (возле Львовской мастерской шоколада).
Время понимания
Сегодня керамика востребована, а гончаров в Днепропетровске больше, чем в Киеве, считает Сергей Горбань. Есть маленькое «но». Большая часть гончаров работает в сфере услуг (проводит уроки, мастер-классы), а не в промышленности. Но наличие единомышленников и людей, которые любят и ценят керамику, очень радует. По словам Сергея, было время, когда на гончара смотрели немного иначе.
— Помните, был человек, который ходил по дворам и точил ножи? Сейчас такой профессии нет. Но даже на моей памяти она воспринималась, как нечто уходящее, не нужное. Вот и к гончару относились так же. Но на меня это не влияло. Я верил, что людей нужно удивлять мастерством, подходом. Человеку нужно объяснить, почему эта керамическая чашка лучше магазинной. Гончарство для меня не увлечение, это моя профессия, моя жизнь.
Автор: Юлия Космодемьянская
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |