Спад в экономике, незаконная аннексия Крыма и проведение АТО сказались на пассажиропотоке Украины: по данным Госслужбы статистики, за 7 месяцев этого года количество пассажиров уменьшилось, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 4,6%, или до 3,43 млрд чел. (без учета Крыма). Самый большой спад — в перевозках водным транспортом: на 22,8%. Причем, если объем грузоперевозок снизился, то морские и речные пассажирские перевозки практически исчезли как класс, хотя в предыдущие десятилетия были весьма популярны. По словам президента Украналитцентра Александра Охрименко, виной тому подорожавшее дизтопливо и отсутствие госдотаций.
«Сегодня» выяснила, как и почему изменились пассажиропотоки в Украине за последние 30 лет, проанализировав информацию Госстатистики, предоставленную по нашей просьбе (см. инфографику). Общее падение количества пассажиров за это время более чем вдвое эксперты объясняют двумя причинами: уменьшением числа командировочных и увеличением количества собственного транспорта. По словам экс-секретаря Кабмина Виктора Лисицкого, во времена Союза многие производственные вопросы между предприятиями-смежниками решались только лично, ведь не было ни интернета, ни электронной почты. Поэтому подписание договоров и получение комплектующих в условиях дефицита было возможно только при условии личного присутствия.
«По стране ежедневно колесили десятки тысяч снабженцев и начальников всех рангов, поэтому транспорт работал с максимальной нагрузкой. А в каждое село, хотя бы раз в день, ходил автобус из райцентра — потому что люди ездили на работу и за покупками. Потом этого не стало, и пассажиропоток, особенно автотранспортный, резко упал», — анализирует Лисицкий.
Охрименко же обращает внимание на 8 млн легковушек, которые сейчас находятся в личном пользовании наших сограждан — хотя в СССР их было не более миллиона. А значит, часть людей пересели с общественного транспорта на свои «колеса», тем самым уменьшив пассажиропоток.
«С 1991 года наблюдаем и спад, и увеличение числа пассажиров. Например, в 1990-х была огромная инфляция, уровень жизни низкий — поэтому ездили мало, в основном поездами, так как билеты на них тогда стоили дешево. Потом ж/д билеты подорожали, но появились комфортабельные междугородние автобусы — вот мы и имеем «переток» пассажиров на автотранспорт. Последние 3—4 года объемы пассажиропотоков не менялись: люди определились, чем им выгоднее или комфортнее ездить», — разъяснил Охрименко.
Специалисты прогнозируют, что в 2014-м и последующих годах пассажиропотоки уменьшатся. Но насколько — мнения разделились. Охрименко считает, что из-за снижения уровня жизни и кризиса в экономике люди будут экономить на поездках на отдых, а уровень развития электронных коммуникаций сведет к минимуму бизнес-поездки и перелеты — ведь договора можно согласовать по интернету, а подписать электронной подписью. Лисицкий же считает, что пассажиропотоки в ближайшие год-два почти не упадут — из-за беженцев и «бывших» автомобилистов, которые из-за резкого подорожания топлива снова начнут пользоваться поездами и автобусами как для дальних (на отдых), так и для ближних поездок.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |