|«« | «« | »» | »»| |
Сегодня, когда фотоаппарат есть практически в каждой семье, нам сложно представить, что для наших дедов и прадедов фотокарточка была настоящим произведением искусства. А поход в фотографическое заведение – событием, праздником, к которому долго готовились. Такое штучное, бережное отношение к процессу фотографирования чувствуется в каждой старинной фотографии. Это – не один из сотни нащелканных очередью цифровой камеры снимков. Каждая из них – это фотокартина: со своим сюжетом, постановкой, замершими на снимке характерами и его героев, и фотомастера. У каждого из подобных снимков – своя история, которую крайне интересно читать, разгадывать.
Стариной, антиквариатом в Днепропетровске сейчас интересуются многие. С десяток человек коллекционирует дореволюционные видовые открытки нашего города. А вот серьезным коллекционированием старинных фотографий, как признают специалисты, занимается только Нурия. В чем разница между открытками и фотографиями, думаю, понятно. Первые были массовым товаром с тиражами в сотни, а то и тысячи экземпляров. Каждая же фотокарточка уникальна.
- Нет, на самом деле дореволюционные фотографии – не только моя тема, - мягко возражает эта хрупкая женщина с удивительно мудрым взглядом, в котором отражается, наверное, вся история нашего города. – Другое дело, что другие коллекционеры либо приобретают такие карточки попутно, между делом, либо приостановили собирательство. Как, например, известнейший днепропетровский фотограф, знаток и коллекционер старины Павел Маменко, у которого в 1990-х годах сложилась хорошая коллекция старинных фото, но он давно приостановил развитие этой темы. А чтобы коллекция была живая, ее нужно пополнять, вкладывать в нее время, деньги…
Как признает Нурия, путь к коллекционированию дореволюционных фотографий екатеринославцев для нее начинался в 1986 году с решения пожертвовать декретные сто рублей на покупку фотоаппарата «Зенит-ЕТ». Фотография в семье Нурии и ее супруга и единомышленника Александра всегда была в почете, семейных фотографий – множество альбомов. Но это было только хобби. На тот момент Нурия, гидролог по образованию, жила и работала в Уфе. Призванием жизни коллекционирование артефактов древнего Екатеринослава стало после переезда этой семьи в наш город в 1993 году.
- Представьте, я до переезда даже не знала, что Днепропетровск раньше назывался Екатеринославом, - смеется Нурия. – Город – особенно его старинная часть – меня тогда заворожил, потряс, вызвал огромное желание приобщиться к его истокам через материальные символы – старинные книги, открытки, фотографии.
Еще до серьезной увлеченности старинной фотографией Нурия и Александр начали коллекционировать старинные книги о нашем городе – некоторые экземпляры (например, «Екатеринославский ежегодник» 1902 года) вообще сохранились в единственном, принадлежащем только им, экземпляре. Старинные бутылки, ложки, таблички с названиями дореволюционных предприятий, наградные грамоты (среди которых – дивное по красоте и масштабу Свидетельство победителя проводившейся в Екатеринославе в 1910 году Южно-русской промышленно-сельскохозяйственной выставки за подписью предводителя дворянства князя Урусова, один его автограф чего стоит!) – все это их тема. На определенном этапе сложилась и хорошая, более 400 экземпляров, коллекция открыток. Но ею пожертвовали ради развития ставшей главной темы фотографических карточек…
Человек, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Эта же известная фраза относится и к обществу. Для Нурии смысл коллекционирования старинных фотографий – не распространенная для многих коллег по увлечению цель создать наиболее полное и… закрытое от посторонних взглядов собрание раритетов. В этих кругах считается, что чем меньше чужих глаз видело коллекцию, тем она ценнее… Напротив, она всегда рада поделиться репродукциями своих раритетов с желающими. Преимущественно ее архивами руками формируется удивительный сайт «Энциклопедия Днепропетровска». Ее искренне радует, что все больше горожан интересуется историей Екатеринослава. Огорчает, пожалуй, лишь одно – когда репродукции из ее коллекции похищаются «пиратским» образом и начинают гулять по сайтам без ссылок на происхождение. Как это, например, было с уникальной серией снимков стекол Брянской церкви 1915 года. За эти фото были выложены немалые деньги, из них думали создать тематическую выставку, но они «пошли в народ»…
- Я не буду говорить, сколько может стоить уникальная дореволюционная фотография, - говорит Нурия. – Но как они попадают ко мне, сказать могу. Чаще всего – из старых семейных альбомов, которые их владельцы вдруг решили отдать или продать. Преимущественно такие карточки попадают на наш антикварный рынок на ул.Ленина. Тамошние антиквары – все коллекционеры, но у них свои узкие темы. Они просто дают мне знать о возможности приобрести старинные фото. Еще один источник пополнения коллекции – антикварные магазины. Правда, их в Днепропетровске становится все меньше. Ну, и, конечно, аукционы…
В значительной степени ценность фотографической карточки зависит от того, сколько полезной информации она несет на себе. К счастью, подавляющее большинство дореволюционных фотографических заведений на лицевой или оборотной стороне карточки (а также на «кулиске» - тонкой папиросной бумаге, которая прикрывала карточку от повреждений) ставили свои фирменные знаки, адреса, награды. Да-да, многие фотографы той эпохи за свой удостаивались даже высочайших наград! Как, например, выдающийся фотограф Лепский, который в 1910 году выиграл эксклюзивное право на публикацию снимков с Южно-русской выставки. Он был удостоен государственных наград за серию этих снимков. Но, пожалуй, самые высокие награды от Ее императорского величества Марии Федоровны получил за серии фотографий о Екатеринославской больнице общества Красного Креста и о детском приюте в Александровске (современном Запорожье).
Кроме того, большинство героев снимков имели обыкновение подписывать карточку – кто, когда, в честь какого события на ней изображен… Именно благодаря таким подписям в женщине удивительной красоты на фотокарточке Бика можно определить преподавателя 1-й женской гимназии Бескровную. Нурия Бусыгина благодаря таким подписям любит прослеживать судьбы этих людей и их потомков. Это не сложно сделать, если изображенный на карточке человек был хотя бы домовладельцем и, значит, сведения о нем есть в городских архивах.
Подавляющее большинство дореволюционных фотокарточек – это именно портреты отдельных людей или семейные. Особняком стоит такой жанр как альбомы выпускников учебных заведений города. Особенная ценность таких фоторабот в том, что на них собраны выпускники, преподаватели, такие фотогаллереи щедро украшены видами города. Видовыми, панорамными снимками города занимались далеко не все фотографы – этот жанр (особенно при сложной в обращении фотографической технике девятнадцатого века) считался весьма трудным.
Одним из известнейших мастеров видов и пейзажей города считался коллежский секретарь, бухгалтер управления Екатеринославского почтово-телеграфного округа Иван Петрович Евдокимов. В качестве иллюстрации к этой статье Нурия любезно предоставила репродукции его пейзажных съемок. Две из этих работ можно было рассматривать в объемном формате через стереоскоп, мода на который как раз распространилась перед Первой мировой войной.
- Первым екатеринославским фотографом стал Василий Леонтьевич Миткин, который открыл свое заведение в 1860 году и работал в Екатеринославе до своей смерти в 1913 году, - рассказывает Нурия. – Работал он преимущественно в портретном жанре, делал фото практически всех известных в ту эпоху горожан, оставил после себя и уникальные снимки старого Екатеринослава. Он стал основателем фотографической династии, два его сына тоже работали фотографами. Еще одной интересной династией стала семья Витлиных. Отец, Абрам Вульфович, открыл свое фотографическое заведение в 1871 году, фотографией в других городах империи занимались его братья, а позже стал сын. Одним из лучших фотографических заведений 1880-х годов была фотография Н.Иванова, работавшая с 1879 года по конец 1890-х годов. Кроме многочисленных портретов сохранился ряд его фоторепортажей, выполненных под маркой мастерской: очерк строительства железнодорожного моста через Днепр в Екатеринославе (1881 – 1884); снимки Днепровских порогов (первая половина 1880-х); снимки места, где стоял дом, в котором жил А.С. Пушкин на Мандрыковке (конец 1880-х); альбом видов Днепровского завода в с. Каменском (г.Днепродзержинск) (1894).
В ту эпоху в Екатеринославе существовало всего несколько фотографических заведений. Это дело было очень серьезным, затратным, ему было непросто обучиться. Кстати, если «пионерами» фотографического дела в Екатеринославе становились мастера русского происхождения, то потом большинство фотографов были евреями. Один из ведущих мастеров конца девятнадцатого века – Мордухай Киватицкий. Запечатлеть себя у этого мастера, члена Русского фотографического общества, считалось очень почетным среди горожан. Кроме портретных и семейных фото (зачастую – с очень интересным постановочным сюжетом на снимках!), Киватицкий увлекался городскими пейзажами, и многие его фотографии становились основой для выпуска открыток.
- С 1897 году в городе начинает работать Р. Я. Бик, ставший одним из самых плодотворных мастеров Екатеринослава, - продолжает Нурия Бусыгина. – Он делал фотографии самого разного формата – от визитного, кабинетного до увеличенного. И даже выполнял фотографии (что встречается крайне редко в работах фотографов), подкрашенные акварелью. Наряду с Лепским Бик считался лучшим фотомастером по изготовлению выпускных альбомов учащихся (в том числе Горного института), в которых традиционные портреты дополнялись видами комплекса и коллажами. Также выполнялись более дешёвые работы – открытки с чернильным, или тиснённым штампом. В 1900 и 1905 году Бик был награжден золотыми медалями Всемирной выставки в Париже, в том же 1905 – золотой медалью Ростовской выставки.
К началу двадцатого века популярность фотографии все больше растет, в городе было около 15 таких заведений. Располагались они преимущественно в центре города. Но были и такие, которые работали возле железнодорожного вокзала и рынка (обслуживая преимущественно приезжих), на рабочем поселке Чечеловка.
При этом среди горожан было принято ходить фотографироваться только к одному, «семейному» фотографу. К 1910 году технологии фотографирования становятся проще, доступней и число заведений перед войной достигает 20. Всего же в дореволюционном Екатеринославе с 1860 по 1917 год работало около 70 фотографических заведений, и все они представлены в коллекции Нурии. Более того, именно усилиями Нурии были «открыты» ряд имен таких мастеров фотодела.
Конечно, как и у всякого коллекционера, у нее тоже есть мечта. Как это ни парадоксально звучит, но история не сохранила фотографий екатеринославских мастеров данного дела. Вот так: фотографируя других, себя они, похоже, не очень хотели запечатлеть для истории. Нурия мечтает, что редкие фотографии этих фотографов обязательно найдутся. И я верю, что эта мечта удивительного человека и коллекционера сбудется – потому что она умеет правильно мечтать.
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Город Екатеринослав, пропаганда русского фотографического общества, даже лучший фотограф Иванов!
Она бедная не знает, что город Сичеслав, лучший фотограф Каломойский, фотографическое общество древних укров!!!
Ай, яй, яй, надо быть внимательней!!! Ответить | С цитатой