Днепропетровчанка Людмила Бачюлене, сколько себя помнит, всегда любила не столько рисовать, сколько делать какие-то поделки. Поэтому, несмотря на то, что окончила отделение живописи Днепропетровского художественного училища, чувствовала: полотна масляными красками – это не ее. Стала искать себя и тут же получила ярлык от приверженцев коммунистической идеологии: модернистка!
«Почему это у вас советский колосок склонился вниз? Он что, гниет?!» - были и такие критические отзывы от «вершителей судеб» рядовых художников. Подобные моменты душили до такой степени, что Людмила решилась уехать из родного города. Сначала в Николаев – работала там на телестудии, а потом на Крайний Север – подальше от тягостного непонимания.
- Я разослала письма в самые отдаленные точки нашей необъятной Родины: Воркута, Магадан... - с грустной улыбкой вздыхает Людмила Владимировна. - Согласием ответил Норильск: мне пообещали работу и так называемые «подъемные». Прилетела туда в разгар лютых морозов – в декабре. Сразу потрясли две вещи: северное сияние и замечательные люди. В те времена на севере оказалось очень много инакомыслящей интеллигенции – те, кого «выдавили» из разных уголков Советского Союза. Мне всегда нравилось оформлять пространство, и в Норильске я нашла себя: изобретала, как будет выглядеть сцена перед гастрольными концертами Иосифа Кобзона, Эдиты Пьехи, других артистов. А еще оформляла интерьеры кафе, ресторанов – заказов было море! Однажды попала в гости к чукчам, увидела у них изделия из меха и металла – и «заболела» этой темой.
По словам мастерицы, работа с металлом требовала от нее не столько физических усилий, сколько сосредоточенности, кропотливости. Мех оленей и медведей тоже очень пригодился – произведения Людмилы Бачюлене не раз демонстрировались на московской ВДНХ. Там же, в столице, ее приняли в Союз художников СССР. Ценились работы хорошо: вскоре их автор смогла купить автомобиль. Однако душа все равно, как это ни банально, тосковала по родной Украине. Трудно сказать, что стало главной причиной – то ли синий удушливый газ в конфорках, который разъедал даже стены домов, то ли желание вернуться к родственникам. Но после двадцати лет жизни в Норильске в 1981 году Людмила Владимировна вернулась в Днепропетровск.
- Меня встретили в штыки, - вспоминает Людмила Бачюлене. - Мол, кто она такая? Чужая! Зачем вернулась? Когда я слышала песню Валерия Леонтьева «Белая ворона», всегда плакала – это было про меня... Я стала работать с украинскими материалами – ткала гобелены, потом в ход пошла готовая ткань, обои и многое другое. Очень обидно, что профессиональное декоративно-прикладное искусство в Днепропетровске пока еще не развито. Петриковскую роспись раскручивают – это замечательно, но есть ведь еще и другое.
Бывали в жизни Людмилы Бачюлене и такие трудные времена, когда покупать материалы было просто не за что. Тогда она ходила по днепропетровским улицам в поисках... пластиковых бутылок. Брала разноцветные и создавала из них удивительные композиции, «героями» которых были цветы, пчела, краб. Эскизы обычно не делает – обожает импровизировать. Результат всегда впечатляющий! Часто использует обычный вязальный крючок. Так появилась, например, композиция «О любви»: паучок признается бабочке в своих чувствах, а потом он ее съест...
Всеми красками радуги играет панно «Когда солнце садится в море». Сверкает царственным взглядом «Олигарх» в образе льва. До конца апреля увидеть всю эту красоту можно в Выставочном зале НСХУ (ул. Набережная Ленина, 11) в будние дни с 10.00 до 17.00.
Автор: Юлианна Кокошко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |