Мария Ивановна, жительница Днепропетровска, проживающая на улице Гоголя, неординарна даже в свои 80 лет. Судите сами. Вот уже около полувека она ежедневно кормит кошек и птиц в своем и соседних дворах, а в последнее время зимой по утрам выносит бомжам во двор горячий чай с бутербродами и, несмотря на возраст, до сих пор помогает больным пенсионерам - покупает продукты в магазинах и на рынке. Добрые дела продлевают человеку жизнь – может, в этом секрет долголетия.
Впрочем, необычное окружало нашу героиню с самого детства.
Завещание отца
Отец Иван Петрович Ярцев был потомственным дворянином, до революции владевшим усадьбой и деревней Денисово в Рязанской области. Родственники и знакомые не раз удивлялись, как при таком происхождении он после революции сумел не только сохранить свою жизнь, но и свободу. Он остался жить в своей деревне вместе с семьей - женой и пятерыми детьми.
- Видно, твоя голубая кровь особая, - шутили друзья.
- Золотая, - улыбался отец.
По прошествии лет возникла легенда, что все дело - в скрипке работы Страдивари, которой владела семья и на которой отец виртуозно играл. Неизвестно, откуда она появилась. Но, согласно преданию, своему владельцу и его семье приносила удачу.
Так, считали, что именно она и ее звуки помогали скрипачу… искать клады. Дело в том, что, помимо музыки, Иван Петрович увлекался археологией, даже был внештатным сотрудником археологического музея в Рязани. Он искал клады, причем находил их легко, по какому-то наитию, делал раскопки, сдавая найденные предметы в архив, исследовал курганы, которые вымывала разлившаяся река. Эти находки до сих пор хранятся в музее.
- Я просто чувствую, где что лежит в земле, - объяснял он знакомым, когда те пытались узнать у него секрет.
Однажды после войны кладоискателю приснился сон, который стал повторяться в течение долгих лет. В этом сновидении голос, принадлежавший некой туманной фигуре со скрытым лицом, советовал в полночь прийти (непременно одному) в указываемое место, где он непременно найдет сокровище, предназначенное лично ему, а не музею. Иван Петрович все порывался последовать тайному совету, но никак не мог решиться на ночную вылазку за город. Перед своей смертью в 1959 году он признался детям, где приблизительно расположено это место, и завещал найти клад, но было поздно: в 60-х годах построили Пронское водохранилище, и тайна эта оказалась похоронена на дне реки.
Знаки войны
Свою роль скрипка сыграла и во время войны. В памяти Марии Ивановны сохранилось такое воспоминание.
В 1942 году, отступая, в деревне остановились бойцы Украинского фронта. Мороз стоял 40 градусов. Поскольку у Ярцевых был самый большой дом в деревне, в нем разместилось много солдат, помимо штаба армии. В колхозе зарезали скот, и всю ночь мама варила в казанах мясо. На пол постелили солому, было жарко, солдаты отогрелись. А дети разместились на горячей печке, откуда с любопытством наблюдали за военными. Начальник штаба, глядя на них, сказал: «Мамка, нагодуй дитей». Несмотря на то, что украинскую речь Мария слышала впервые, каждое слово было понятно.
Многие из солдат были в панике, твердили, что немцы победят. Но отец сказал, что согласно Священному писанию, победа будет за нами. А когда заиграл на скрипке, паническое настроение окончательно исчезло. Кто-то предложил продать ее, но отец отказался, пояснив, что это семейный талисман.
Утром солдаты двинулись в сторону Пронска, где протекала река Проня, приток Оки, хотя отец советовал обождать – уж больно жалобно пела накануне скрипка. Через 15 километров началась бомбежка, пулеметные очереди положили немало украинцев. Огромная их часть потонула в реке.
- Я стояла на улице, возле коров, - вспоминает Мария Ивановна, - и вдруг летит огромный осколок бомбы. В нескольких сантиметрах от меня он попал в стену дома. Этот осколок до сих пор хранится у брата Валерия в деревне.
Другой брат, Владимир, ставший позже музыкантом, дошел до Берлина, воевал на Дальнем Востоке с японскими самураями и вернулся домой целым и невредимым.
Зигзаги судьбы
Образы украинских солдат и реки оказались для рязанской девушки поистине судьбоносными.
Надо сказать, что Мария, самый младший ребенок в семье, обладала великолепным голосом, доставшимся ей в наследство от матери, с которой дочка под аккомпанемент отцовской скрипки часто пела дуэтом старинные романсы «Как цветок голубой», «У камина», «Дай на тебя наглядеться», «Утро туманное», «Я встретил вас», «Не уходи, побудь со мною», «Я ехала домой» и другие.
В 1957 году она стала солисткой знаменитого Рязанского хора, и ей прочили судьбу певицы или даже актрисы, советовали поступать во ВГИК. Старшая сестра Людмила вышла замуж за композитора и переехала в Москву. У Марии появилась возможность познакомиться с массой звезд богемного мира. Но по иронии судьбы мужем ее стал… водолаз с тем же именем, что и отец - Иван. Спустя малое время после свадьбы его послали работать на реку Днепр, в Украину, ставшую с тех пор второй родиной рязанки (когда в Днепропетровске будет строиться Новый мост, именно Иван Ластовченко с командой станет устанавливать его подводные опоры – «быки»). Мария Ивановна такой поворот в своей судьбе восприняла безропотно, как знак (послание) от украинских солдат, квартировавших в их доме в 1942-м и утонувших в реке.
С мечтой об актерстве пришлось расстаться. Но «синяя птица» еще не распрощалась с ней.
В апреле 1968 года она с мужем и сыном отдыхала в Ялте. На набережной тогда снимался фильм «Новые приключения неуловимых». Зрители стояли за заграждением, наблюдая за игрой Сичкина, Косых, Джигарханяна, Ивашова и других звезд. Остановились и они. Один из «белых офицеров» (кажется, Ивашов) оглянулся, зацепил взглядом Марию Ивановну, улыбнулся и, подойдя ближе, вдруг предложил: «А вы не хотели бы сняться в фильме, играть жену белого офицера и ходить по набережной в белом платье, белой шляпе и с белым зонтом?».
Предложение было заманчивым, но они тогда сильно устали, и, покосившись на насупившегося мужа, она отказалась.
Кстати, образ «женщины в белом» так проник в сознание, что Мария Ивановна, вернувшись домой, со временем приобрела белое пальто, белую шляпу и белые перчатки (достать весь набор сразу в те времена было невозможно). И, оказалось, не зря.
В 1980 году, когда в Днепропетровске снимали фильм «Родня», «дама в белом», явившаяся на кастинг, пленила Никиту Михалкова. В массовке ей отвели главную роль.
В заключительной сцене, разыгрывающейся на перроне Южного вокзала, камера держит на ней внимание несколько минут. Вначале дама в белом идет по вокзалу, затем стоит возле Мордюковой, оттеняя экстравагантной внешностью созданный актрисой образ простой деревенской женщины.
Марии Ивановне в ту пору было уже 45, а ее сын – от судьбы далеко не убежишь – играл на скрипке. «Родня» стала прощальным взмахом крыла, которым судьба манила ее столько раз.
А семейная скрипка работы Страдивари хранится сейчас в Москве у племянника и крестника Сергея, одно время работавшего в правительстве России. Остается лишь надеяться, что она поможет найти понимание между украинцами и россиянами и в наше напряженное время.
И пусть всего-то малая частица,
Не в этом суть, а суть, наверно, в том,
Что в нашем сердце золото стучится,
И мы весь век живем, как говорится,
Согреты этим золотым огнем.
Мы знаем фразу: «золотые руки»,
Мы скажем «золотая россыпь слов».
Теперь буквально с помощью науки
Сказать мы вправе «золотая кровь»…
И, может быть, с момента первородства
Чем было больше золота в крови,
Тем больше было в людях благородства,
И мужества, и чести, и любви.
Вспомнилась шутка отца Марии Ивановны, утверждавшего, что у него золотая кровь. Кто знает - возможно, это была вовсе не шутка.
Автор: Любовь Романчук
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |