А если нам еще известны авторы, создавшие «застывшую в камне музыку», – в воображении невольно встают и их образы.
К примеру, автору этих ординарных суждений не менее двух раз в день доводится проходить мимо памятника медикам-подпольщикам больницы им. Мечникова, которые с риском для жизни врачевали людей в период гитлеровской оккупации Днепропетровска. Эту работу скульптора Валентины Щедровой увековечил в граните Александр Прилипко. Ему 25 августа исполнится 65 лет, но этот «синеокий», худощавый мужчина бодр духом, работа кипит в его руках. Другим и не может быть человек, избравший себе судьбу каменотеса.
В свое время уйдя из армии в запас, Александр Прилипко устроился главным механиком облкоммунуправления. Там он и познакомился с каменотесом Михаилом Селивановым. Тот настолько ловко и умело справлялся с огромными гранитными глыбами (заглядение!), что и сам Александр захотел попробовать себя на этом поприще. Попробовал. И так «заболел» новым делом, что принял решение трудиться в паре с Михаилом Тихоновичем. А когда через два года ветеран ушел на пенсию, Александр уже стал работать самостоятельно. И еще он на всю жизнь запомнил афоризм мудрого наставника: «Учение в молодости – это резьба по камню, в старости – черчение на песке».
«Вскоре молва об умении Александра Прилипко оживлять, казалось бы, бездушный камень докатилась до днепропетровских зодчих и скульпторов, - писал о том периоде жизни каменотеса заслуженный деятель искусств Леонид Гамольский. - Одним из первых архитекторов, который обратил внимание на нового специалиста, виртуозно работающего с гранитом, был известный архитектор Владимир Положий. Для Александра Прилипко начался важный этап совместной творческой работы с днепропетровским художником в области монументально-декоративного искусства. Крупнейшие памятники, отражающие революционные, боевые и трудовые традиции, были установлены в городе в конце шестидесятых, в семидесятые и начале восьмидесятых годов».
С того времени в последующем Александр Семёнович «приложил свою руку» к целому ряду других памятников, скульптур, мемориальных досок, разного рода архитектурных форм.
И все-таки, самой значительной своей работой Александр Прилипко считает шар, символизирующий нашу планету. История его создания заслуживает отдельного рассказа, но так или иначе, эту идею попросил воплотить в жизнь руководитель предприятия Владимир Витальевич Селянин. Как оказалось, заказал такое оригинальное изделие бывший руководитель Свердловской области, а затем президент России Борис Ельцин. Так вот, этот «шарик» предстояло изваять из цельной глыбы гранита весом более 200 тонн. Работы велись прямо в карьере в течение почти полугода. В готовом виде изделие предстало перед заказчиком диаметром три метра и весом свыше 40 тонн. Специалисты утверждают, что это самый большой монолитный шар в мире, а работа Александра Прилипко достойна быть занесенной в Книгу рекордов Гиннесса.
Таков, в самых общих чертах, предстает перед нами каменотес-художник, когда мы любуемся его изваяниями. И на память приходят слова каменяра Ивана Франко:
У кожного в руках тяжкий залiзний молот,
I голос сильний нам згори, як грiм, гримить:
«Лупайтесю скалу! Нехай нi жар, нi холод
Не спинить вас!..
….На шляху поступу ми лиш каменярi.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |