За деньги и в обмен
— С детства любил все необычное, — рассказывает Ковалев. — Когда учился в Горном университете, посетил вузовский геолого-минералогический музей и засмотрелся на выставленные там метеориты. Потом на ежегодной выставке «Мир камня» увидел выставленный на продажу кусочек знаменитого Сихотэ-Алиньского небесного тела (упало в 1947 году в горах Сихотэ-Алиня .— Авт.). Пришлось одалживать деньги на покупку…
Потом приобрел еще несколько его фрагментов, которые можно было обменять на другие метеориты. Стал интересоваться литературой, заходить на профильные сайты. В 2001 г поехал в экспедицию на место выпадения метеоритного дождя «Крымка» (выпал 21 января 1946 года у сел Крымка—Катеринка—Петровка в Николаевской области. —Авт.). Однако экспертиза показала, что все найденные нами образцы метеоритами не являются. В 2011 г я предпринял еще одну, одиночную, экспедицию в тот же район, но снова не повезло…
Сейчас, по словам Александра, его коллекция насчитывает 45 экземпляров из различных регионов планеты и самого разного «возраста». Часть из них получена путем обмена с другими коллекционерами, часть приобретена за деньги. Наибольшая сумма покупки составила 500 долларов. Во столько обошелся фрагмент массой около 900 грамм аргентинского метеорита Campo del Cielo.
— Он был найден конкистадорами еще в ХVI веке, — говорит Александр (точнее в 1576 г. — Авт.) — Из него делали мечи, копья, наконечники стрел. Считается, что это обломок космического тела, летавшего по земной орбите, в качестве нашего второго спутника. Из-за своей большой массы оно сблизилось с Землей, раскололось на части и «пролилось» на нашу планету невиданной силы метеоритным дождем.
Наука требует… подарков
Александр Ковалев утверждает, что рынок метеоритного вещества в Украине развит слабо. Впрочем, есть достаточно много сайтов, через которые можно сделать соответствующие покупки. Проблема в огромном количестве фальсификаций метеоритов. А распознать подделку, будучи неспециалистом, очень непросто.
— Поэтому при сделке необходимо требовать у продавца сертификат, — утверждает коллекционер. — Единственной отечественной организацией, выдающей подобные документы, является Комитет по метеоритам НАН Украины (КМЕТ). Естественно, для этого туда необходимо предоставить какую-то часть метеоритного образца. Визуальными признаками метеорита могут быть характерная корка плавления, необычная структура, внушительный вес камня. В лабораторных условиях проводятся химические, спектральные, изотопные исследования. На их основании делается заключение о внеземном происхождении фрагмента и производится его классификация.
По убеждению Ковалева, делиться необычными находками с учеными — дело не только благородное, но и, возможно, выгодное. Логика такова. Если вы предоставили в КМЕТ, скажем, половину имеющегося у вас образца, и в нем обнаружены какие-либо уникальные особенности (наличие редких химических элементов, следов органической жизни), то коммерческая ценность оставшейся у вас части метеорита может многократно возрасти. А если благодаря вам будет сделано какое-либо крупное открытие, то ваше имя может даже войти в анналы науки. Другими организациями, заинтересованными в приобретении метеоритов являются минералогические музеи, планетарии, научные институты. К сожалению, практически никто из них не обладает средствами для закупки образцов. Даже сотрудники КМЕТ вынуждены порой покупать научный материал за собственные деньги. Впрочем, приходилось слышать, что подобная ситуация наблюдается в том числе и в США.
Камни с неба «в законе»
— Конечно же, имеются люди, специально занимающиеся поисками метеоритов, — рассказывает наш собеседник. — Большинство из них — в коммерческих целях. Источниками информации служат телевизионные новости, рассказы очевидцев, специальные карты, составляемые научными организациями и зачастую доступные через интернет. Насколько в правовом поле они действуют? В каждой стране свое «метеоритное законодательство».
В Украине, рассказывает Ковалев, метеориты вроде бы считаются национальным достоянием и их добыча, как и других полезных ископаемых, частными лицами запрещена. Но добыча — это когда вы копаетесь в метеоритном кратере с помощью лопаты или металлоискателя. Если же — представим такое! — небесный камень свалился прямо к вам под ноги, то «добывать» его вам уже не придется. Что с ним делать дальше, пусть подскажет совесть (см. выше).
Возможно, здесь следует сделать несколько замечаний о рентабельности «метеоритного бизнеса». Из многочисленных источников можно узнать, что вложение денег в аэролиты (другое название метеоритов) является сверхвыгодным, так как всего метеоритного вещества, обнаруженного на планете, меньше чем среднегодовой объем добычи золота. Александр, как будто поддерживает данную точку зрения. По его словам стоимость одного грамма внеземной субстанции может доходить до сотен тысяч долларов. А если говорить о знаменитом метеорите, якобы марсианского происхождения, где обнаружены следы «окаменелых микроорганизмов» (Allan Hills 84001, найденный 27 декабря 1984 года в Антарктиде. — Авт.), то речь может идти и о миллионах. Впрочем, Ковалев считает, что эту находку, обретающуюся сейчас в руках ученых, никто не собирается продавать ни целиком, ни по частям. Свою коллекцию Александр оценивает в несколько тысяч долларов и также без крайней нужды расставаться с ней не собирается.
Метеоритный беспредел
Самым ценным приобретением (не в смысле денежной стоимости) Александр Ковалев считает фрагмент Челябинского метеорита (ЧМ) массой около 6,9 грамма, доставленный ему по заказу из столицы едва ли не накануне выставки. По его словам, это первый образец «Чебаркуля» в нашей области. Есть еще у одного из киевских коллекционеров и (какое счастье!) у сотрудников КМЕТ.
— Стоимость одного грамма ЧМ невелика — около 200 гривень, — говорит коллекционер. — Зато он наименее исследован. Есть гипотеза его весьма необычного происхождения. Два космических тела столкнулись и рассыпались на осколки. Потом произошла вторичная агрегация (слипание) этих осколков. Получился новый астероид, обломком которого и явился ЧМ. Это предположение подтверждается тем, что разные фрагменты метеорита имеют неодинаковый химический состав. На срезе видны прожилки темного цвета — граница между слипшимися обломками. Сам метеорит имеет серовато-белый оттенок с металлическими блестками, но его поверхность быстро окисляется, приобретая оранжево бурый цвет (подробности — на совести Ковалева! —Авт.).
Кроме того, несмотря на более либеральное российское законодательство, люди собиравшие обломки «Чебаркуля», подвергались невиданному прессингу со стороны полиции. Отслеживались интерет-объявления по продаже и фрагменты конфисковывались. Звучали угрозы о штрафах и даже арестах. На границе изымались все подозрительные «камушки», под предлогом того, что они могут нести опасность для здоровья человека. Правозащитники делали неоднократные заявления о том, что такие меры являются произволом, так как ЧМ не был объявлен национальным достоянием. Так или иначе, экземпляр, с которым связаны такие события, может стать предметом гордости для любого коллекционера!
А как у нас?
В нашей области, по словам Александра Ковалева, наиболее перспективной для поиска метеоритных фрагментов является степная зона, где отсутствует сплошная растительность.
Из знаменитых метеоритов Днепропетровщины можно назвать небесное тело массой около полукилограмма, упавшее под Томаковкой 17 января 1905 года. Его самый крупный фрагмент хранится в геолого-минералогическом музее Национального горного университета в Днепропетровске. Коллекция метеоритов здесь невелика — около полутора десятков экземпляров.
— Основная часть экспонатов подарена нам украинским Комитетом по метеоритам в 30-х годах, — сообщил заведующий музеем Виктор Бойко. — Еще несколько образцов получено из других случайных источников. Вообще-то метеориты — это не наша специализация, мы за ним не гоняемся.
Автору статьи неоднократно приходилось слышать сомнения в полномочиях Комитета по метеоритам. Для недоверчивых сообщаем, что КМЕТ входит в состав Института окружающей среды НАН Украины и Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций: www.mns.gov.ua
Его «координаты»: 03680, Киев-142, пр-т Академика Палладина, 34а
Тел. (044) 423-81-37; факс. 424-00-60; e-mail: [email protected]
Связавшись с Комитетом мы узнали, что анализ метеоритных образцов осуществляется бесплатно. Выданные сертификаты имеют вполне официальный статус. В регионах нет официальных представителей КМЕТ. Однако, по словам лектора Днепропетровского планетария Людмилы Марченко, Комитет охотно сотрудничает с любительскими научными обществами, членом одного из которых (клуб «AstroDnepr») является Александр Ковалев.
Автор: Игорь Гусаров
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |