Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
ср, 27 ноября 2024
21:40

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Автор вальса «На сопках Манчжурии» часто играл его в городском саду Павлограда

Автор вальса «На сопках Манчжурии» часто играл его в городском саду Павлограда
Корреспонденту «Зорі» удалось разыскать внучку композитора Веру Черную.

Недавно музыкальный мир отмечал юбилей знаменитого вальса Ильи Шатрова «На сопках Манчжурии», первое исполнение которого состоялось в апреле 1908 года в Струковском саду Самары, где в то время жил автор. Уже мало кому известно, но национальный русский вальс, как назвали шедевр за рубежом, часто звучал в тридцатых годах прошлого века на площади и в городском саду Павлограда. И что самое удивительное — в исполнении автора, Ильи Алексеевича Шатрова.

С этим старинным вальсом у павлоградцев связаны воспоминания о тех временах, когда по городу в дни особых торжеств конным строем ехали музыканты духового оркестра павлоградского запасного кавалерийского полка. Восседая на лошадях белой масти, они  играли бравурные марши и вальсы. Возглавлял конный строй вольнонаемный капельмейстер Илья Шатров, автор вальса «На сопках Манчжурии».

За плечами у сорокалетнего военного дирижера кровопролитные сражения в русско-японской войне. После окончания Варшавского музыкального училища Илья Алексеевич получил направление на службу капельмейстером в 214 Мокшанский полк, недалеко от Пензы. Там его война и застала.

Летом 1904 г. завершилось комплектование полков для ведения боевых действий с японской армией. 30 июня 1904 г. для торжественных проводов воинов на фронт в Златоуст, где квартировал полк, прибыл император Николай II с многочисленной свитой. Оркестр под руководством капельмейстера Ильи Шатрова играл на параде перед государем. Многие мокшанцы получили памятные подарки. Командир полка полковник П. П. Побыванец — боевую шашку.

4—6 июля 1904 г. Златоуст торжественно провожал Мокшанский полк на Маньчжурский фронт. Полк уезжал из города в шести эшелонах. Около месяца ехали мокшанцы по Транссибирской магистрали до Маньчжурии. 31 июля — 2 августа прибыли в Мукден.

Плохо обученный и еще хуже экипированный полк храбро сражался под Ляоляном и Мукденом, где более 10 дней, упорно обороняясь и яростно контратакуя, удерживал позиции у железной дороги, не давая японцам окружить русскую армию.

Потери очень велики, тяжело контуженный полковник Побыванец оставался в строю и в наиболее трудные минуты командовал: «Знамя вперед! Оркестр вперед!» Под звуки оркестра с громовым «Ура!» мокшанцы бросались за 56-летним командиром в штыковую и отбивали атаки врага. Наиболее ожесточенные бои были 24—27 февраля 1905 года.

27 февраля под Мукденом полк прикрывал отход артиллерии и последних обозов, затем сам оставил старые позиции. При отступлении тяжелораненый командир полка полковник Побыванец приказал бросившимся к нему солдатам: «Сначала подберите раненых солдат…» Его вынесли последним. На перевязочном пункте, напрягая последние силы, командир попросил принести знамя полка, чтобы проститься с ним.

Японцы пытаются полностью уничтожить поредевший полк. И тогда, чтобы поднять боевой дух соратников, в бой вступают музыканты во главе с капельмейстером Ильей Шатровым. Оркестранты встали в полный рост и заиграли марш. Воодушевленные музыкой, солдаты прорвали оборону и вышли из окружения.

Из четырех тысяч солдат полка осталось около 700 человек. Из оркестрантов живими из боя вышли лишь 7 музыкантов. Шедший впереди оркестра Илья Шатров не получил ни единой царапины. Все —живые и павшие мокшанцы — были награждены Георгиевскими крестами.

В одной из японских газет времён русско-японской войны был помещен репортаж из-под Мукдена. В нем приводился факт, что «русские солдаты под Каунмином (это под Мукденом) умирали под звуки военного оркестра». И по рассказам современников, знавших лично Шатрова, известно, что, когда под Мукденом Мокшанский полк прорывал окружение врага, оркестр играл героические марши.

Приказом командующего 1-й Манчжурской армии «214-го пехотного Мокшанского полка вольнонаемный капельмейстер Шатров… за отличную усердную службу при военной обстановке награждается серебряной медалью «За усердие» для ношения на груди на Анненской ленте …»

А капельмейстер Илья Шатров в память о своих погибших в том бою товарищах в мае 1906 года написал свой знаменитый, известный во всем мире вальс «Мокшанский полк на сопках Манчжурии». Автор получил очень крупный по тем временам гонорар.

Вальс сразу же нашел самый горячий отклик и быстро стал распространяться в рукописях. К нему начали сочинять текст. А к 1911 году ноты вальса вышли восьмидесятью двумя изданиями тиражом более 100000 экземпляров. Граммофонные записи этого, самого популярного в то время, вальса выпускались всеми русскими граммофонными фирмами в исполнении лучших певцов и духовых оркестров. Вальс совершил триумфальное шествие по всему миру. За границей его переделывали в танго и фокстроты.

Длинное название вальса «Мокшанский полк на сопках Манчжурии» не умещалось в одну строчку на этикетке пластинки, и после 1911 года название сократили до слов «На сопках Манчжурии». При этом, к сожалению, исчезло из названия имя легендарного полка, которому был посвящен вальс.

В годы гражданской войны Шатров служил в Красной Армии капельмейстером отдельной кавалерийской бригады, участвовавшей в боях с японцами и бандами атамана Семенова в Забайкалье.

После демобилизации в 1921 году он преподавал музыку в Самаре. Но Красной Армии снова потребовались военные дирижеры. Шатрова направляют в Павлоград.

Летом 1929 года он вместе с супругой на новом месте, где его по найму зачисляют в кавалерийский полк. С большой охотой музыкант вновь берется за дирижерское дело. Оно для него любимо всем сердцем, и скоро о здешнем оркестре пошла звонкая молва. За успешную работу командир полка объявяет Шатрову благодарности с занесением в личное дело.

В Павлограде Илья Алексеевич Шатров прослужил почти 10 лет. Последние годы жизни возглавлял музыкальную часть Тамбовского суворовского училища.

У автора этих строк к вальсу «На сопках Манчжурии» и к духовому оркестру в частности особое отношение. У нас дома было много пластинок с мелодиями в исполнении духового оркестра. Большой любительницей духовой музыки была моя мама, которая и рассказывала мне о том, как верхом на белых лошадях по улице Полтавской ехали и играли военные музыканты. На приближающиеся звуки музыки люди выбегали из своих домов и махали им с тротуаров — кто рукой, кто платочком.

Капельмейстера многие знали в лицо, здесь родился, вырос и почти всю жизнь прожилего сын. Владимир Ильич Шатров умер 20 лет тому назад.

Небезразличные горожане пытались увековечить имя автора шедевра. В частности, поступило предложение от инициативной группы установить на Главпочтамте Павлограда часы, где звучала бы мелодия знаменитого вальса. Чем не визитная карточка города! Как, например, мелодия из оперетты «Белая акация» Дунаевского на часах, что на здании одесской мэрии. Но, к сожалению, идея была отклонена.

Живут сегодня в Павлограде внуки знаменитого музыканта. Бережно хранят архивные докуметы, газетные и журнальные вырезки, фотографии и, конечно же, пластинки с музыкальными произведениями деда. Кроме вальса «На сопках Манчжурии, Илья Шатров является автором менее известных вальсов — «Дачные грезы» и «Осень настала».

Удалось разыскать внучку композитора Веру Владимировну Черную. Недавно она вышла на пенсию, отработав много лет в Сбербанке бухгалтером.

— Конечно, я горжусь своим дедом, — говорит женщина. — Помню рассказы отца про то, где и как он служил. Я вела переписку с музеями Тамбова и Самары, а в павлоградском музее есть много материалов и об истории создания вальса, и о личности Ильи Алексеевича. Вообще же, если собрать все, что хранится в семьях моего брата и двух моих сестер, можно и семейный музей создавать.

…Гвардии майор И. А. Шатров, композитор и создатель «русского национального вальса», умер 2 мая 1952 года в возрасте 73 лет и похоронен в Тамбове. Провожали его в последний путь много людей и оркестр, которым он руководил до последних своих дней. Смолкли уставшие трубы — играли непрерывно до самого кладбища. Закончились прощальные слова. Отгремели залпы тридцати карабинов суворовцев.

Спонтанно родилось непривычное для того времени предложение — проводить композитора в последний путь его вальсом.

Gorod.dp.ua на Facebook.

Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
110
лет отелю «Астория»

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте