Владелец фермерского хозяйства «Байрон Агро» Юрий Сергеев уже три года поставляет в супермаркеты Киева и Одессы молочную продукцию, куриные и перепелиные яйца, мёд. На этикетках всех продуктов указано, что они органические, но сертификатов, подтверждающих это, у фермера нет.
Украинские потребители, заботящиеся о своём здоровье, до сих пор должны были или верить производителям органических продуктов на слово, или самостоятельно инспектировать их фермы. Случалось, что покупатели переплачивали за товар сомнительного качества. По словам Нины Кельдий, руководителя отдела тестирования центра экспертиз «Тест», недавно в якобы органическом гранатовом соке эксперты центра обнаружили искусственные красители.
Но теперь компании, которые называют себя производителями органической продукции, будут обязаны проходить полномасштабную проверку, и продавать «псевдоорганику» станет гораздо сложнее. Обязательная сертификация вводится Законом «О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья», принятым Верховной Радой 18 сентября.
«Покупатель будет уверен в том, что продукция, которую он покупает, действительно органическая», — утверждает автор законопроекта депутат Юрий Кармазин.
Сплошные ГМО
На крупных производителей приходится 90% рынка украинской органики, сообщает Всеукраинская экологическая лига. Эта продукция, как правило, отменного качества, сертифицированная по правилам Европейского союза. Только украинские покупатели этих продуктов почти не видят, поскольку они идут на экспорт. На местном рынке работает лишь 10% производителей, в основном мелкие фермеры, у которых нет сертификатов, и именно их закон об органике коснётся в первую очередь.
Кроме того, закон усилит позиции украинского производителя на внешних рынках. «Нарастить товарооборот со странами ЕС без данного закона практически невозможно», — отмечает Олег Кононенко, гендиректор Украинского научно-исследовательского и учебного центра проблем стандартизации, сертификации и качества.
В то же время в законе есть недоработки. Например, по словам председателя Всеукраинской экологической лиги Татьяны Тимочко, он не решает проблему соседства органического производства и полей, засеянных ГМО-культурами. Производитель «органики» может оказаться в ситуации, когда на его участке произойдёт переопыление с соседним. Доказать «органичность» продукции в таком случае невозможно.
Но даже в такой редакции закон представляет угрозу для транснациональных корпораций, которые завозят в Украину ГМО, гербициды и пестициды. Именно сопротивление этих компаний, а не несовершенство закона было, по мнению Кармазина, главной причиной проволочек с его принятием. «Они не хотят терять и небольшой части своего рынка», — подчёркивает депутат.
Все лучшее — в Европу
Производители же настроены по отношению к новому закону менее оптимистично, их в первую очередь интересует, кто будет выдавать сертификаты и как. «В законе не определено, кто именно выступает сертифицированным органом, — говорит Алексей Соломко, руководитель коммерческих проектов «Фабрики бакалейных продуктов» (ТМ «Жменька»). — Это может быть как частная уполномоченная контора, так и отдел при министерстве». Глава наблюдательной комиссии группы компаний «ЭтноПродукт» Олег Жуковский считает наиболее надёжной сертификацию по нормам ЕС. Украинские чиновники падки на магарыч, и нет гарантий, что на прилавках не появятся «органические» продукты, которые таковыми не являются.
В правительстве пока нет органа, уполномоченного выдавать сертификаты. Не проводит подобных проверок и Госветслужба, осуществляющая общий надзор за качеством продуктов питания. На сегодня выполнить требования закона можно, лишь получив сертификат частной компании.
По словам Василия Пиндуса, главы правления ассоциации «Биолан Украина», сертификацию в Украине осуществляют пятнадцать европейских компаний и одна отечественная — «Органик Стандарт». Как утверждает её директор Сергей Галашевский, чтобы получить право называть свои продукты органическими, компаниям придётся не просто пройти инспекцию, но и быть готовыми к ежегодным проверкам. Для прохождения первой сертификации нужно будет предоставить данные о состоянии грунтов, в том числе и за предыдущие три года. Необходимы документы, подтверждающие право собственности на землю, анализ производственных помещений, информация об использовании удобрений и документы на посевной материал. Для выращивания культур, которые подвергаются генным модификациям, нужна декларация о том, что посевной материал не содержит ГМО. Для последующих проверок необходимо предоставлять всю документацию хозяйства по поставщикам и данные по продажам.
Стоимость сертификации зависит от числа видов продукции, которую выпускает производитель. Минимальная цена сертификата — 3000 грн., такова она для небольших хозяйств, занимающихся растениеводством. Если же фермер занимается двумя-четырьмя видами деятельности, придётся платить 10 000–20 000 грн. в год. Расценки европейских компаний, по данным Алексея Соломко, стартуют от 500 евро и могут достигать 10 000–15 000 евро.
Несмотря на то, что сертификация стала обязательной, Галашевский не ожидает большого наплыва клиентов. Получить сертификат «органик» хотят многие, но соответствовать ему непросто. «Многие интересуются, но не решаются пройти процесс сертификации, и вопрос здесь не в деньгах, а в соблюдении стандартов», — отмечает он.
Правда, и высокая цена для многих небольших производителей неподъёмна. У Юрия Сергеева 150 га земли и 120 коров. Он утверждает, что проверок не боится: «У нас закрытый цикл производства, мы сами производим корма для животных, из собственного молока делаем молочные продукты». Но вот стоимость сертификации Юрий считает сильно завышенной и не готов менять свою позицию даже после принятия закона. Гораздо дешевле ему будет заменить на этикетках слово «органический» на «фермерский».
Автор: Ирина Гамалий
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |