Настоящая фамилия Заньковецкой — Адасовская. Урожденная дворянка выбрала себе сценический псевдоним в память о селе Заньки на Черниговщине, где она родилась 3 августа 1854 года. Маленькой Марусе не нравился цвет ее глаз, и она терла их… мылом. Малышка даже не догадывалась, как будут завораживать театральную публику эти темно-карие, лучистые глаза. Артистический дар проявился у нее рано. Девочка обожала разыгрывать перед подружками сценки и пантомимы, обладала чудесным голосом и часто выступала в любительских концертах, пела в сельской церкви.
Однажды учитель гимназии, поставив ей пятерку с плюсом за прочитанный монолог, сказал: «Попроси отца, чтобы отдал тебя в театральное училище». Но в дворянской семье актерская профессия была не в почете. Да и поклонник девушки офицер Хлыстов, восторгавшийся ее талантами, после венчания заявил, что призвание женщины — быть хозяйкой и матерью.
Отправившись вместе с мужем в военный гарнизон в Бендерах, Мария стала участницей театрального кружка. Играла в любительских спектаклях, где ее партнером был георгиевский кавалер Николай Тобилевич (в будущем знаменитый актер и режиссер Николай Садовский). После одного из спектаклей поклонники потребовали от Хлыстова, чтобы он отпустил Марию на профессиональную сцену. Тот вынужден был написать расписку, что сделает это при одном условии — супруга должна играть в украинском театре. Условие казалось невыполнимым: труппы с исключительно украинским репертуаром тогда не было. И кто мог подумать, что в 1881 году такой коллектив создаст Марк Кропивницкий. А через некоторое время в военный гарнизон Свеаборга пришло письмо от Садовского. Он напомнил Хлыстову о расписке и сообщил: «Украинская труппа уже существует». Кропивницкий прислал Марии Константиновне телеграмму с приглашением играть в его спектаклях. «Обручаю тебя, Маруся, со сценой, теперь мне есть для кого писать драмы», — сказал он на репетиции, растроганный игрой актрисы, и надел свой бирюзовый перстень на ее палец. Дебют Заньковецкой на профессиональной сцене состоялся 30 ноября 1882 года.
Гастроли в Екатеринославе в октябре 1902 года актриса, как всегда, открыла своей любимой ролью Елены в пьесе «Глитай, або ж павук». После спектакля, прошедшего с огромным успехом, Заньковецкая две недели проболела — так глубоко она переживала состояние своей героини, которая в финале пьесы сходит с ума.
Кстати восприимчивость актрисы поражала окружающих. Однажды, идя по Военной улице (ныне – проспект Пушкина), она увидела, как трамвай отрезал женщине обе ноги. Сбежалась толпа. Заньковецкая какое-то время не могла даже сдвинуться с места — у нее отнялись ноги, и именно до колена, как у той несчастной… Способность чувствовать и воспринимать была у Марии Константиновны равносильна способности воздействовать на зрителей.
С перстнем, подаренным Кропивницким, произошла такая история. Мария Заньковецкая часто принимала гостей в номере отеля. И надо же было такому случиться: бирюзовый перстень, который был для нее талисманом, исчез. Горничная перерыла все вещи, но заветной драгоценности так и не нашла. У Заньковецкой случился нервный срыв. Она отказывалась принимать пищу, не выходила из отеля, антрепренеру пришлось даже отменить несколько спектаклей. Актриса панически боялась выходить на сцену.
В один из таких дней подруга Марии Константиновны как-бы невзначай сказала, что из-за отмены спектаклей труппа понесла большие убытки, и артисты оказались в бедственном положении. Вдруг Заньковецкая поднялась с кровати, оделась и отправилась в ломбард. Там она заложила соболиные меха, серебряные и золотые украшения, раздобыла денег, чтобы рассчитаться с труппой. А бирюзовый перстень так и не был найден. С тех пор великая актриса считала для себя Екатеринослав роковым городом.
Автор: Андрей Тулянцев, кандидат искусствоведения
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |