Белый брат убил красного
Сто лет назад у бондаря Константина Прохоровича Клочко и его супруги, домохозяйки Анастасии Дмитриевны родилась девочка. Родители назвали ее Доминикой, а уже после революции в местном сельсовете «старорежимное» имя вдвое сократили.
Имя христианской мученицы и название чугуноплавильной печи навечно слились в этом удивительном слове, как и в судьбе самой Домны Константиновны. Всю жизнь ей приходилось терпеть: от голода и холода, от разлук и расставаний, от потерь и утрат. А вся трудовая биография нашей землячки связана с крупнейшими металлургическими предприятиями Днепропетровска.
Кажется, что за прошедшие десятилетия душа Домны Клочко должна была бы зачерстветь, подобно корке ржаного хлеба, а сердце ожесточиться и захлебнуться злобой и обидой на весь мир. Ведь было из-за чего!
Еще в раннем детстве отца Домны едва не засек нагайкой белый офицер, когда тот вступился за своего соседа. В гражданскую братья ее сражались в разных армиях, защищая разные ценности. Родной брат Алеша служил у красных, а двоюродный – подался к белякам. Однажды братья встретились лицом к лицу. Встретились, чтобы потерять друг друга навсегда. Алеша не смог выстрелить, а его брат хладнокровно нажал на курок…
Об этой семейной драме мне рассказала дочь Домны Константиновны, Светлана, которая услышала ее от матери. Еще одна трагическая история связана с голодомором, который коснулся и проживавшей на Полтавщине многодетной семьи Клочко.
- В 30-е годы мои бабушка и дедушка жили в Кобеляках, - рассказывает «Вечерке» Светлана Григорьевна.- Когда же начался повальный голод, они отдали своих детей родственникам, а с ними осталась только младшенькая – Евдокия. А моя мама и ее сестра Даша переехали в Днепропетровск. Сестренка передала Даше серьги, чтобы та выменяла их на хлеб. И Даша сделала это, но передать драгоценную буханку умирающим от голода родным не удалось. Сестру просто не пустили к родителям. «Что ты, девочка! Не ходи туда. Там страшно. Ты такая пухленькая – тебя точно съедят», - предостерегли девочку на въезде в вымирающий поселок.
Что случилось с Константином Прохоровичем, Анастасией Дмитриевной и Евдокией, до сих пор неизвестно. А Даша всю жизнь корила себя за то, что не смогла передать тот хлеб. Так же переживала и Домна. Сестрам представлялось, что именно та буханка могла спасти их семью. Обязательно бы спасла…
На работу - в тапочках. С работы – босиком
Вехи советского государства запечатлелись в имени, фамилии и даже в улице, где находится дом долгожительницы. Судите сами: родители были однофамильцами Владимира Клочко - одного из организаторов Красной гвардии в Екатеринославе. Их дочь Домна устраивается работать в Днепропетровске на Петровку. Впоследствии выходит замуж за Григория Ульянова (правда, остается на своей фамилии). А отработав четверть века на заводах (ДМЗ им Петровского, ДЗМО, трубном им. Ленина ), получает квартиру в пятиэтажке на улице Буденного. Судьба!
Григорий Павлович Ульянов был не просто слесарь, а как охарактеризовали известного киноперсонажа, «слесарь с большой буквы «С». А еще однофамилец вождя мирового пролетариата был веселым и жизнерадостным, большим охотником розыгрышей, которые сам же и устраивал.
Казалось, что никакая напасть не одолеет такого весельчака, никакая хворь-болезнь не возьмет. Ему все нипочем! Он - точно заговоренный. Все он выдержит. Беду. Войну…
Особенно в это верилось в июне 1941-го, когда супруга и годовалая дочь Светочка провожали отца семейства на фронт. Да и сам он верил, что ничего с ним не случится.
- Береги дочь, и все будет хорошо, обещаю, - пообещал солдат и почти сдержал свое обещание.
Всю войну снаряды разрывались где-то рядом, а пули проносились куда-то мимо. Судьба щадила весельчака и балагура, душу компании. До Победы оставались даже не дни - часы. Но 29 апреля где-то в Австрии в отчаянной схватке осколок вражеской мины угодил советскому артиллеристу в грудь. «Только он один был убит этой миной. Осколок ее попал в сердце. Смерть наступила мгновенно», – написал вдове командир части.
Так смерть отомстила Григорию Ульянову за все свои предыдущие неудачи.
Мужчины в жизни закончились
После войны Домна так и не вышла замуж, хотя женихов хватало.
- Конечно, мужчины находились и сватались, но я решила, что мне это все не нужно, а нужно жить ради дочери, - замечает Домна Константиновна.
Спустя годы судьбу матери удивительным образом повторила и Светлана. Она также вышла замуж и однажды проводила мужа в рядовую командировку. Как оказалось, навсегда.
- Муж полетел на день, а улетел на всю жизнь, - вздыхает Светлана Григорьевна.
В мае 1974 года в 22.05 по московскому времени сверхнадежный Як-40, совершая очередной рейс, на подлете к Жулянам перевернулся и взорвался при столкновении с землей. Все находящиеся на борту – 4 члена экипажа и 25 пассажиров погибли. Среди них был и инженер Анатолий Краснопольский – супруг Светланы Григорьевны. Как и мать, она больше не вышла замуж.
Как прожила свой век Домна Клочко? Что помогло ей пережить невзгоды, беды, потерю близких?
- Сколько я помню, мама всегда работала, - отвечает на мои вопросы дочь долгожительницы. - По сути, она выросла без родителей, образования не получила, трудилась простой рабочей, а уже перед пенсией поработала официанткой в заводской столовой. И дома – мы жили в частном секторе – не сидела сложа руки. За любую работу по дому бралась: крышу крыла, чинила, строила, убирала. Да к тому же шила. Даже когда ей было уже под девяносто. Но, пожалуй, самые замечательные ее качества - честность и терпеливость. Я не помню, чтоб мама повышала голос, кого-то ругала. Так она и меня воспитала, а все, кто общается с мамой, становятся терпеливей и добрее.
Это так странно, что она никогда ни на кого не держала зла. Ни на белых, из-за которых погиб ее брат, ни на красных, спровоцировавших голодомор и по сути отнявших у нее родителей. И даже на саму судьбу, которая так безжалостно разлучала ее с самыми близкими людьми. Все это мировое зло переплавляется в ее душе в добрые знаки, поступки, жесты. Так меняет в домне свой облик безликая руда, превращаясь под воздействием сверхвысоких температур в высокопрочный чугун.
Ну а носящая имя христианской мученицы Домна Клочко просто делится своим смирением и терпением с каждым человеком и со всем миром, и в этом-то и заключается ее многолетний и ежедневный подвиг под названием жизнь.
Автор: Александр Разумный
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
P.S. А бог ваш на всех клал фиолетовое на блюдечке, посмотрите чего в мире творится, но не будем о плохом и плохих. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
нужен постоянный, в крайнем случае регулярный. Знаю по своей
старенькой маме. Ни соображения, ни памяти, ни... фактически ничего.
Она сама сознается, что ничего не нужно, ничего не интересно и т.п. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1