Уникальный объект проектировали как Дворец труда, открывали как Дворец культуры металлистов, а в пятидесятые годы XX века даже называли «Большим театром».
Сегодня здание, увы, переживает не лучшие времена. Эта статья – повод привлечь внимание к спасению памятника архитектуры.
ЕКАТЕРИНОСЛАВСКИЙ ДВОРЕЦ ТРУДА
История здания отразила все перипетии советской культурной политики по просвещению «рабочих масс». Уже в 1920-х годах по всему Советскому Союзу строятся подобные Дворцы при основных предприятиях – как «очаги пролетарской культуры». Днепропетровский дворец принадлежал металлургическому гиганту – заводу имени Петровского.
Интересно выбрано местоположение для Дворца – бывшая Брянская площадь, граница районов Чечелевки и Брянской колонии. В 1903, 1905 и 1917 годах это место становилось ареной многотысячных митингов рабочих. Во время революции 1905 г. здесь находился фактический центр «Чечелевской республики». Новый «храм культуры» расположили на священном месте, «обагренном кровью революционеров», как отмечали в советских путеводителях.
В СТИЛЕ КОНСТРУКТИВИЗМ
Дворец Ильича – крупнейшее произведение стиля конструктивизм в Днепропетровске. С другой стороны, это выдающаяся (и единственная в стиле конструктивизм) работа архитектора Александра Красносельского (1877–1944). В 1925 г. местные власти объявили всесоюзный конкурс на проект Дворца труда, в котором приняли участие ведущие советские мастера. Однако затем власти… отдали предпочтение местному зодчему.
Исследователи отмечают, что наибольшее влияние на Красносельского произвели проект Дворца труда в Москве работы братьев Весниных и проект Дворца культуры им. Горького в Ленинграде работы А. Гегелло и Д. Кричевского. Историк архитектуры А. Игнатов отметил, что «форма зала и сценической части Дворца труда Красносельского подобна запроектированной ленинградскими архитекторами».
5 августа 1926 г. состоялась торжественная закладка Дворца, а открылся Дворец в 1932 году в честь 15-летия революции.
Дворец Красносельского органично сочетал эстетические, функциональные, технические и экономические требования. Здание удалено от красной линии проспекта Калинина на 30 м, имеет симметричную композицию из трех объемов: главного (позже к нему пристроили театр) и боковых корпусов, соединенных двумя полукруглыми крыльями.
РАВНЯЛИСЬ НА МОСКОВСКИЕ ТЕАТРЫ
Уже вскоре после открытия Дворца стала очевидной необходимость его дальнейшей реконструкции и расширения. В 1935 г. к зданию начали пристраивать большой театр. 20 января 1936 г. газета «Зоря» отмечала: «Это будет самый большой и лучший театр в нашей области… Крупнейшие в Днепропетровске – театр оперы и балета и театр им. Т. Г. Шевченко вмещают каждый по 1100–1200 зрителей, а новопостроенный театр металлургов будет вмещать более 1600 зрителей. Сценическая площадка этого театра своими размерами будет равна размерам сцены Большого академического театра в Москве. Для театра на лучших мебельных фабриках Украины заказана высококачественная стильная мебель…». Автором проекта театра был тот же А. Красносельский. Строительство театра завершилось в конце 1936 г.
ОЧАГ «СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
После Великой Отечественной войны разрушенный Дворец был восстановлен и еще полвека служил горожанам. 18 декабря 1955 г. был открыт после реконструкции и его театр на 1500 мест. Вот как описывалось здание дворца в путеводителе 1959 г.: «Ныне Дворец культуры им. Ильича является очагом социалистической культуры. В нем работают десятки кружков… В кинозале на 500 мест ежедневно демонстрируются кинофильмы. Зал театра имеет подковообразную форму и оформлен с большим вкусом. Его украшает огромная люстра, изготовленная по специальному заказу в Москве».
ЗАКАТ «БОЛЬШОГО ТЕАТРА»
50-е годы XX века стали лебединой песней Дворца Ильича. Затем ДК постепенно утратил свое значение в культурной жизни Днепропетровска. Восстановленные здания театров – им. Шевченко, им. Горького, и театр оперы и балета стали культурной «меккой» интеллигенции. Канули в Лету времена, когда во Дворце Ильича размещался «Большой театр». Медленное разрушение ДК отразило процесс упадка юго-западного района, стержнем которого является проспект Петровского. В 1920–1930-х годах интенсивно застраивались рабочие поселки имени Фрунзе, Крупской, Стаханова. А с конца XX века это один из депрессивных районов мегаполиса.
В начале 1990-х годов Дворец Ильича сменил свое имя на «Украинский дом» (по примеру Киева, где так назвали бывшее здание музея Ленина). Однако эта акция не стала символом возрождения. Здание Дворца сейчас практически не используется. Фасады еще целы, но интерьеры частично разграблены. Установленная в 1957 г. статуя Ленина с факелом в руках превратилась в символ ушедшей эпохи.
Какой будет дальнейшая судьба этого уникального здания? Статус памятника архитектуры у него никто не может отобрать. Однако станут ли наши потомки восстанавливать очередные руины?
Автор: Максим Кавун
Дворец Ильича |
Дворец Ильича . Окно в .... |
Дворец Ильича. Окна |
Дворец Ильича |
Дворец Ильича |
ДВОРЕЦ ИЛЬИЧА (1) |
ДВОРЕЦ ИЛЬИЧА (2) |
ДВОРЕЦ ИЛЬИЧА (3) |
АРКА |
Разруха (1) |
ДВОРЕЦ ИЛЬИЧА |
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Цитирую:
"Наша місія
Наша мета – надати новим поколінням можливість стати творцями майбутніх змін. Для її реалізації ми розробляємо проекти та будуємо партнерство, як в Україні, так і поза її межами, та інвестуємо у трьох основних напрямках:
інвестиції у людину, аби примножити людський капітал;
інвестиції у суспільство, аби покращити рівень соціальної взаємодії;
інвестиції у світ, аби сприяти поглибленню всесвітній інтеграції."
Вот и Пинчуку будет повод вложить деньги в реальные проекты, а не во всякую муть Ответить | С цитатой
выросли в стенах этого ДК. Я проработала в ДК более 10 лет. А как только появился "Украинский дом" Дворцу пришел конец. В ДК работало более 50 кружков и коллективов. Дети были заняты делом. А какие Новогодние утренники были и другие праздники. Хочется
кричать "Люди помогите спасти любимый дворец". Ведь в этом районе нет ни одного центра где могли бы заниматься дети.Есть правда Дом творчества ,но там нет сцены.
Парк загадили,дворец разграбили. Ответить | С цитатой
Пассаж вам аксельрод построит, еще пару ТЦ замутят - и нормалек.
Давайте, давайте, арбайтен Ответить | С цитатой