Только у 8 из 100 исследуемых муниципалитетов украинцы могут влиять на распределение части бюджета.
Общественный бюджет предоставляет украинцам возможность оказывать непосредственное влияние на распределение части местного бюджета. В городах, где его проводят, любой житель может предлагать свои идеи по улучшению жизни в обществе, участвовать в конкурсе, привлекать жителей к его поддержке и наблюдать, как его проект реализуют.дуемых муниципалитетов украинцы могут влиять на распределение части бюджета.
Программа «Прозрачные города» исследовала, как украинские города проводили общественный бюджет в 2023-2024 годах. Выяснилось, что только у 8 из 100 исследуемых муниципалитетов граждане могут влиять на распределение части бюджета.дуемых муниципалитетов украинцы могут влиять на распределение части бюджета.
Полномасштабная война существенно повлияла на все сферы жизни украинцев, в том числе и на процесс общественного бюджетирования. По состоянию на ноябрь среди 100 изучаемых городов (Аналитики программы проверили 100 муниципалитетов, которые войдут в Рейтинг прозрачности городов 2024 года. За основу анализа взяли данные из открытых источников: официальные вебсайты городских советов, СМИ, е-сервисы "Общественный бюджет" и "Общественный проект") бюджет участия в 2023-2024 годах провели только в 8 городах. Речь идет о Каменском, Виннице, Владимире, Ивано-Франковске, Луцке, Тернополье, Умани и Хмельницком.
В Каменском, Виннице, Владимире и Тернополе в 2023 году только принимали проекты, а в 2024 – в Хмельницком и Умани.
В некоторых городах, в частности, Днепре, Львове и Ужгороде на период действия военного положения прекратили финансировать проекты бюджета участия. Вместо общественного бюджета во Львове рассматривали идею ввести волонтерский бюджет, который способствовал бы эффективному использованию средств на поддержку сил безопасности и обороны, однако эту инициативу так и не реализовали.
Большинство городов, которые продолжили привлекать громаду в бюджетный процесс, расположены в центральной и западной частях страны. Кроме того, инициативы от граждан финансировались преимущественно областными центрами и крупными городами, что можно объяснить большей экономической способностью. В то же время финансовый фактор не всегда решающий, о чем свидетельствует пример Владимира и Каменского, где бюджет участия проводился в 2023 году.
Военное положение повлияло не только на географию, но и на тематику проектов. Если раньше жители городов чаще предлагали проекты по благоустройству, культуре и спорту, то сейчас приоритеты изменились. Почти все города, которые проводят общественный бюджет, имеют проекты, касающиеся поддержки сил обороны (закупка дронов, эвакуационной техники, устройств радиоэлектронной борьбы, плетение маскировочных сеток), обустройство укрытий гражданской защиты, разработки курсов самообороны для гражданского населения, социально-психологической поддержки ВПЛ, реабилитации ветеранов, служащих сил безопасности и обороны, а также членов семей погибших участников боевых действий.
Также предлагают воплощать отдельные инфраструктурные и социальные проекты - обустраивают спортивные площадки в школах и садах, обновляют библиотечные фонды, финансируют приобретение билетов в театр для воинов и их семей, ВПЛ, людей с инвалидностью, детей-сирот, закупают оборудование для психологического и эмоционального восстановления детей и т.д.
«Прозрачные города» рассматривали возможность вернуть индикатор, проверяющий проведение бюджетов участия в городах. После консультаций с представителями ОМС и этого отдельного исследования программа согласовала отложить инициативу на год и дать городским советам больше времени на адаптацию.
Одна из рекомендаций программы – вместо полной отмены бюджета участия города могут сократить его размер и сфокусироваться на меньших проектах, требующих меньше ресурсов, но все равно приносят пользу громаде. Это позволит сохранить участие граждан в процессе, при этом не создавая чрезмерную финансовую нагрузку на бюджет города.
Также бюджет участия можно направить на решение неотложных военных проблем, например, поддержка ветеранов, переселенцев, восстановление небольших объектов инфраструктуры, реконструкция «гражданских» помещений под новые вызовы или для повышения энергоэффективности.
Даже в условиях затяжной войны общественность хочет и должна влиять на то, куда приоритетнее тратить местные средства. Анализ показал, что большинство проектов, которые предлагает общественность, направлены именно на помощь военным, ветеранам или их семьям, а также переселенцам.
Поэтому программа надеется, что за этот год местные власти найдут формулу, при которой удастся провести бюджет участия. Так как это действенный инструмент, позволяющий привлекать граждан к управлению городом, способствует уменьшению социального напряжения и более качественному диалогу между местными властями и жителями.
Автор: Transparency International Ukraine
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |