Властьимущих Кривого Рога подозревают в популизме или недобросовестной конкуренции.
В добрую волю и коммунизм в отдельно взятом городе эксперты не верят. В Украине сейчас бесплатный проезд в общественном транспорте невозможен, так как нет даже механизмов компенсации и учета пассажиров.
В то время, как в Днепре перевозчики требуют повышения стоимости проезда в автобусах до 15 грн, власти Кривого Рога объявляют о бесплатном проезде в муниципальном транспорте и внедрении карты криворожанина, как единого билета. Кривой Рог - первый и пока единственный город в Украине, где горожане уже сейчас могут бесплатно ездить в коммунальном транспорте. В Криворожском горсовете отмечают, что первая выдача Карты криворожанина бесплатная. Первые Карты криворожанина они же е-билеты выдали учителям, врачам и прочим работникам бюджетной сферы еще в январе и тогда же 35 тысяч криворожан начали пользоваться льготой бесплатного проезда. А с 1 мая правом бесплатной поездки может воспользоваться любой горожанин, который получил Карту.
Учитывая, что Кривой Рог – самый протяженный город Украины и средняя длина маршрута здесь 40 км, то муниципальный транспорт и без дополнительных нагрузок убыточен, отмечает международный эксперт Станислав Жолудев.
«Ни в одном городе система общественного транспорта не приносит доход - это всегда убыточная статья бюджета. Поэтому, если мы говорим, что делаем проезд бесплатным для населения, то нужно понимать, что компенсация будет проходить за счет других статей бюджета. Чтобы такое ввести, городам нужно оптимизировать все - начиная от расчета маршрута, топлива, ремонтных работы, до практического прекращения закупки новых единиц транспорта.. Если всего этого не делают и не работают над совершенствованием системы, то это просто популизм и заигрывание с избирателем», - отмечает эксперт.
Мэр Кривого Рога признает, что муниципальный транспорт всегда был дотационным и на его поддержку тратят сотни миллионов гривен. Тем более, что 70-% пассажиров пользуются льготами, а за проезд платит меньше 30%. И эти 30% не самые зажиточные криворожане, для них экономия на проезде сейчас очень актуальна.
Проезд в криворожсксом общественном транспорте был самым дешевым в Украине 2,5 грн электротранспорт, 4 грн автобус. Конечно, это далеко от экономически обоснованного тарифа (в том же Днепре маршруты короче, а расчетный тариф 12-15 грн). Поэтому и решили сделать транспорт бесплатным для всех. Бесплатно можно ездить в скоростных трамваях, трамваях, троллейбусах и автобусах. Проезд в частных маршрутных такси будет платным.
«Я подозреваю, что так могут вытеснять с рынка неугодных частных перевозчиков. Внедрив бесплатный проезд на коммунальном транспорте перераспределяют пассажиропоток так, чтобы частному перевозчику стало невыгодно работать, он уйдет с рынка, а на его место «заведут своего» нового перевозчика», - предполагает Жолудев.
Нельзя отделить коммунальные перевозки от коммерческих. Пассажиропоток мало где учитывают, поэтому и стоимость поездки высчитывают весьма приблизительно, исходя из выручки и затрат перевозчиков. Так по средним их подсчетам стоимость поездки в автобусе в большом городе 10-15 грн. И тут городские власти либо должны обеспечить конкурентную среду, либо сдерживать тарифы путем учета пассажиров и компенсаций перевозчикам.
«Выделить деньги из бюджета, чтобы перевозить людей бесплатно - не проблема. Возникает множество других вопросов. Будет ли конкуренция в дальнейшем? Будут ли допущены частные перевозчики к перевозкам? Как и за что будет осуществляться расчёт с ними? Будет ли фиксация количества перевезённых пассажиров? С частными перевозчикам это вечная проблема - фиксация количества пассажиров, чтобы скрывать выручку и очень в крупных размерах», - считает экономический эксперт Михаил Крапивко. -Кривой Рог сделал бесплатный проезд только для владельцев «карты криворожанина». Это некий носитель чипа, который считывается в транспорте и таким образом, ведётся учёт, с помощью которого можно построить реальные расчеты перевозчиками, учитывая льготную категорию. В целом данную инициативу можно реализовать в других городах, только расчетным бюджетом будет местный бюджет. Можно точно также сделать электронный билет для проезда, тем самым убрать наличку из транспорта. В результате увидим реальные доходы транспортников, сможем посчитать реальную цену проезда, так как будет известен пассажиропоток на каждом маршруте».
Тогда в перспективе бесплатный проезд имеет ряд позитивных моментов. Жители Кривого Рога получат комфортные условия проезда, а также уменьшение нагрузки на окружающую среду. Внедрение бесплатного проезда снизит уровень наполненности частных маршрутов на дорогах города, в том числе, и частного автотранспорта. Также в перспективе возможно увеличение мощностей логистической системы, улучшение дорожного покрытия, усовершенствование системы общественного транспорта. Также это повлечет за собой уменьшение расходов жителей Кривого Рога. Со временем люди, пользуясь бесплатным проездом, значительно уменьшат расходы из семейных бюджетов. В краткосрочной перспективе это сыграет положительную роль для населения Кривого Рога, отмечает эксперт.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Не нужен бесплатный проезд кроме льготников. Нужна бесконтактная беналичная оплата! Ответить | С цитатой