Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
чт, 21 ноября 2024
21:43

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Каким был наш город 100 лет назад: 1919 год, часть 3

|«« «« »» »»|

Городской сайт продолжает эксклюзивный цикл очерков, посвященных революционным событиям 1917-1920 годов в Екатеринославе.

В прошлый раз мы рассказывали о событиях января – мая 1919 года. Что делали в городе большевики сто лет назад, как национализировали кинотеатры и как отмечали Первомай.

А сегодня наш рассказ – о непростых событиях лета-осени 1919 года в Екатеринославе.

Как Екатеринослав выдержал мятеж атамана Григорьева? Как захватили город белогвардейские войска Деникина и почему продержались здесь полгода? Что делали деникинцы в городе? Почему буржуазия и зажиточные горожане приветствовали власть «добровольцев», а рабочие и крестьяне встретили ее в штыки?

На эти вопросы постарается ответить давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Д.И.Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

«Момент серьезный»: в мае Екатеринослав захватил атаман Григорьев

«Весной в Екатеринославе господствовали большевики. 1 мая 1919 года состоялось грандиозное празднование Первомайского праздника, - рассказывает Максим Кавун. - Однако у же через две недели после столь грандиозного празднования в городе царили совершенно другие настроения. К Екатеринославу подступали «банды атамана Григорьева». Относительная стабильность советской власти, царившая три с половиной месяца, завершилась…

Атаман Николай (Никифор, Ничипир) Григорьев (1878-1919) – левый эсер, бывший офицер царской армии, перешедший на службу в Красную Армию, поднял мятеж в начале мая 1919 года в районе Елисаветграда (ныне Кропивницкий). Его штаб находился в районе города Александрия.

Через 10 дней после Первомая Екатеринославский губернский совет выпустил воззвание с призывом бороться с «бандами Григорьева». Оно было обращено в первую очередь к красноармейцам и рабочим:

«В то время как Вы боролись на многих фронтах с белогвардейцами, Григорьев поднял против нашей рабоче-крестьянской власти восстание.

Он расстроил наш тыл, прервал пути, не дает возможности подвезти нам снабжение, он помогает Деникину и Колчаку.

Красноармейцы! У Григорьева комиссарами назначают старых царских офицеров. У Григорьева вместо Советов – общества украинской буржуазии.

Красноармейцы! Много вашей крови оросило землю Украины – пока мы вырвали ее из рук помещиков, капиталистов, немцев.

Красноармейцы! Не дадим подлому авантюристу, продавшемуся Деникину, торжествовать над нами.

Раздавим гадину контрреволюции!...».

А 12 мая 1919 года Центральный комитет КП(б)У выпустил схожее воззвание:

«…бывший начальник дивизии, атаман Григорьев изменил рабоче-крестьянской революции; прикрываясь хорошими словами, он пытается поднять мятеж против Советской власти, отдал приказ вооруженной силой разгонять Советы… Всем быть наготове. Всем встать под ружье. Срочно вооружить рабочих. Момент серьезный».

Перестрелка на проспекте: американский боевик наяву

А в это время наш город уже снова превратился в арену вооруженного противостояния. С одной стороны, большевики, которыми командовал Пархоменко, с другой – «банды атамана Григорьева».

Интересный эпизод разыгрался прямо на улицах города. Он ярко характеризует состояние дел. Сохранилась телеграмма бюро печати Украины от 12 мая 1919 года:

«Интересный эпизод разыгрался в Екатеринославе: по городу, еще не очищенному от банд Григорьева, промчался в автомобиле вдоль проспекта командующий группой Екатеринославского направления Пархоменко с адъютантом и двумя красноармейцами; дорогу ему перерезал автомобиль, в котором находился помощник, правая рука атамана Григорьева, Масенко-Максюта с двумя спутниками и спутницей, молодой девушкой. Автомобиль последнего ехал от вокзала по направлению к тюрьме, где на возвышенности были расположены григорьевские банды, стояла батарея.

При встрече автомобилей послышался окрик Масенко, – «Стой, сдавайся!». Автомобили остановились. Направив в упор на Пархоменко наган, Масенко спросил: «Кто вы такие?». И вместо ответа Пархоменко выбил из рук Масенко наган, выстрелом в упор убил его наповал.

Вся эта сцена разыгралась в течение нескольких секунд, так что сидевшие в обоих автомобилях опомнились лишь после окрика Пархоменко «Берите их!». Короткая свалка, и сидевшие в автомобиле Масенко отправились вслед за последним, личности их установить не удалось. При Масенко был найден портфель, принадлежавший помощнику Екатеринославского губвоенкома Райдину, где находился ряд секретных бумаг, и список всех коммунистов Екатеринославского гарнизона; общая фотографическая карточка сотрудников агитпросвета Екатеринославского губвоенкомата и много других документов».

Противостояние в Екатеринославе закончилось победой большевиков. Атаман Григорьев сбежал к махновцам и в июне 1919 года был ими убит. Ну а «героем месяца» в Екатеринославе стал Александр Яковлевич Пархоменко (1886-1921). Он был членом партии с 1904 года, что называлось «старый большевик». Революцию провел на Донбассе, затем участвовал в разгроме войск Каледина на Дону, в обороне Царицына. С апреля 1920 года командовал 14-й кавалерийской дивизией 1-й конной армии. Погиб в боях с махновцами в январе 1921 года.

Интересно, что в 5-м зале исторического музея имени Д.И. Яворницкого экспонируются настенные часы конца XIX века, с дарственной надписью А.Я. Пархоменко. Они - подарок А.Я. Пархоменко красным курсантам Екатеринослава. Часы конца XIX века имеют внизу надпись с именами адресатов и пожелание «Всем лучшего времени. А.Я. Пархоменко».

Город на осадном положении: ходить разрешалось до 9-ти вечера

14 мая 1919 года бюро печати Украины разослало телеграмму:

«Григорьевские банды, которым удалось было на короткое время захватить город, выбиты советскими войсками. При ликвидации григорьевской авантюры в Екатеринославе советскими войсками обезоружено свыше 1000 бандитов из числа григорьевских сподвижников, у которых отобрано много амуниции и снаряжения… Отступающие банды разбиты нашими войсками наголову».

15 мая 1919 года А.Я. Пархоменко издал приказ № 3:

«Город об'является на осадном положении. Хождение по городу разрешается до 9 часов вечера. Приказывается всем гражданам города сдать все имеющееся у него огнестрельное и холодное оружие в течение 16 и 17 дня сего месяца, в комендантское управление (Проспект, рядом с гостиницей Бристоль). Неисполнение сего приказа будет караться по законам революционного времени и осадного положения.

Командующий фронтом Екатеринославского района ПАРХОМЕНКО».

«Лопаты должны быть принесены с собою»: жители города отправились рыть окопы

Уже через день после нового захвата города большевиками вернулась прежняя политика: реквизиции и принудительные работы.

16 мая 1919 года «Совет обороны Екатеринославского района» издал приказ:

«Совет Обороны объявляет мобилизацию для окопных работ всех граждан, не мобилизованных профессиональными союзами, в возрасте 20-35 лет. Первым днем мобилизации назначить 16 мая 1919 года…

Против лиц, уклонившихся от мобилизации, будут приняты самые суровые меры до предания суду военно-революционного трибунала включительно. Все имеющиеся в домах лопаты должны быть принесены с собою.

16-го являются все граждане с начальными буквами фамилий от А до Е, 17-го от Ж до О, 18-го – остальные».

Кроме мобилизационных мероприятий, новая старая власть активно снова начала продовольственные реквизиции. Газета «Селянская правда» от 27 мая писала:

«Организованный Екатеринославским губернским продовольственным комитетом «День хлеба северу» дал по губернии общий сбор хлеба – 85 вагонов (по тысяче пудов вагон).

Щедрое пожертвование северу говорит, что огонь братского единения народов Украины и Великороссии неугасимо горит в сердцах селян Украины, и безуспешна человеконенавистническая агитация мракобесов»

Большевистская власть продержалась в Екатеринославе на этот раз недолго. Уже в начале июня 1919 года город оказался на линии фронта. К городу подступали войска «Добровольческой армии» генерала Антона Ивановича Деникина.

10 июня 1919 года Екатеринославский Совет принял постановление о превращении города в укрепленный район:

«Пленум Екатеринославского Совета рабочих и красноармейских депутатов с участием правлений профессиональных союзов и фабрично-заводских комитетов, принимая во внимание, что положение на ближайшем к Екатеринославу Донецком фронте пошатнулось, и прямая непосредственная опасность угрожает ближайшим подступам к Екатеринославу, постановляет:

Екатеринослав превращается в укрепленный район и объявляется на положении крепости, непосредственно угрожаемой со стороны неприятеля.

Во главе укрепленного Екатеринославского района ставится военный революционный совет в составе коменданта и двух членов по назначению Екатеринославского Совета. В руках военно-революционного совета сосредотачивается вся военная и административная власть».

Далее в постановлении в угрожающих фразах говорилось о «мобилизации железнодорожных рабочих и советских служащих», о мерах по наказаниям отказавшихся. «Буржуазные и паразитические элементы обязуются в первую голову доставить белье, обмундирование, обувь для Екатеринославского гарнизона и действующей армии». Также данным постановлением были поставлены под контроль все печатные СМИ города.

Главой военно-революционного совета был назначен «старый большевик» Василий Кузьмич Аверин (1884-1945). 13 июня 1919 года лично Владимир Ленин отправил ему телеграмму:

«Надо налечь изо всех сил на мобилизацию рабочих в Екатеринославе, вы недостаточно энергичны. Телеграфируйте срочно, какие меры приняли, сообщайте фактические результаты».

Результаты для большевиков оказались плачевными . В конце июня 1919 года деникинцы взяли Екатеринослав. 30 июня 1919 года Владимир Ленин отправил телеграмму И.В. Сталину:

«Петроград. Смольный. Сталину. Взят Екатеринослав. Положение с патронами на юге отчаянное…».

Деникинцы в Екатеринославе: «старые порядки» и массовые расстрелы

Войска Добровольческой армии, занявшие Екатеринослав, продержались в нем ровно полгода. За это время были формально восстановлены местное городское и земское самоуправление. Экономическая политика проводилась в интересах крупных помещиков и промышленников.

Генерал-лейтенант Антон Иванович Деникин (1872-1947) выдвинулся как политик еще в 1917 году. Он стал одним из главных лидеров «Белого движения». 8 января 1919 года Деникин объявил себя «Главнокомандующим Вооруженными Силами Юга России».

В политическом смысле Деникин был монархистом, однако на словах речь шла о возврате к идее «Учредительного собрания», разогнанного больше года назад. Тем не менее, в городе при деникинцах можно было часто услышать царский гимн «Боже, царя храни», что подтверждается сообщениями очевидцев.

В целом, было ощущение, что Российская империя реанимировалась и вернулась в Екатеринослав на полгода. Последние полгода…

Но начали новые власти с массовых расстрелов. В этом не было, увы, ничего необычного. За последние три года город, кажется, уже привык к этому. Газета «Правда» от 6 июля 1919 года поместила даже обширную статью «Екатеринославские расстрелы»:

«Случилось то, что должно случиться. Звери в густых генеральских эполетах расстреляли в Екатеринославе около трех тысяч рабочих.

В одном только рабочем квартале Чечелевки казнено и замучено за ночь несколько сот. В овраге около Александровской больницы [Аптекарская балка – примечание Максима Кавуна ] валяется две тысячи трупов… Ненасытна месть кровожадных генералов…

Мученики-екатеринославцы истекли кровью за дело рабочего класса, новые горы человеческого мяса и костей потребовали себе в жертву генералы-палачи...».

Этот «эпизод» Гражданской войны в Екатеринославе совершенно не исследован. В советской историографии он упоминался вскользь, что тоже необычно. Неизвестны места окончательного погребения расстрелянных. В принципе, понятно «рвение» деникинцев, обрушивших весь свой гнев на рабочих, которых ненавидели буржуазия, мещанство и часть чиновничества. Фактически в июне-июле 1919 года произошла очередная вспышка социального конфликта в городе - поскольку уничтожали, в основном, по социальному признаку.

Старые-новые порядки Деникина: империя на полгода

Полгода царили в Екатеринославе старые-новые порядки деникинцев, напоминавшие конвульсию имперского устройства и мироощущения.

Газета «В ружье» (отражавшая линию большевиков) от 8 июля 1919 года так описывала «новые порядки» деникинцев:

«Казаки ворвались в Екатеринослав в субботу 28 июня.

Кровь стынет в жилах от ужаса, когда я начинаю вспоминать, что видел во время переправы через мост. Мост был в буквально смысле залит кровью. Трупы убитых лошадей мешали нам двигаться. Своих убитых казаки убрали, а трупы красноармейцев валялись неубранными. Проходя по мосту, казаки подборами поднимали оставшихся наших раненых и сбрасывали их в Днепр, говоря:

- Свои не позаботились, так мы вас устроим…

Вместе с нами вели одного пленного командира-коммуниста и молодого еврея-красноармейца. Оба были страшно избиты. На середине моста казаки вспомнили о них, остановились, о чем-то поговорили между собой и затем сбросили в воду…

Приказы Деникина в Екатеринославе.

В воскресенье же на улицах Екатеринослава были расклеены первые приказы генеральской власти. В первом из них казачий комендант объявляет:

- Восстанавливается право на собственность: все захваченные у фабрикантов и заводчиков фабрики и заводы должны быть возвращены их владельцам. Захваченная крестьянами земля возвращается помещикам. Учиненные убытки уплачиваются собственникам – фабрикантам и помещикам.

Во втором приказе комендант объявляет:

- Восстанавливается союз помещиков Екатеринославской губернии, общество заводчиков и фабрикантов; союзу помещиков предлагается немедленно приступить к работе.

Как казаки пьянствуют и грабят.

Ворвавшиеся в Екатеринослав казаки на утро уже были пьяны. Пьяной толпой они разбрелись по улицам и базарам; Озерный базар был разграблен в течение одного часа.

Целый день по улицам попадались казаки с награбленными товарами в руках. Останавливаясь небольшими группами у магазинов, они выламывали окна и двери и расхищали товар. Такие же группы врывались в квартиры, забирали одеяла, белье, подушки, деньги и т.д.».

Автор статьи описал события в духе локального Апокалипсиса. Справедливости ради отметим, что описанные события мало чем отличались от аналогичных действий других властей, захватывавших Екатеринослав. В эпоху Гражданской войны город захватывали 19 раз (по некоторым сведениям - 22 раза)!

Захват Екатеринослава войсками Деникина приветствовала большая, если не подавляющая часть оставшегося городского населения (примерно половина от наличного на 1917 год). Это почти вся элита, владельцы недвижимости и промышленных предприятий, мещанство, купечество и часть чиновничества.

Изможденный за три года революции и бессмысленной бойни город очень ждал стабильности. На фоне «чудес» большевистской власти и крайностей политики властей УНР и Гетманата (которые, прямо скажем, представляли в основном крестьянство и остались чуждыми городу) «старые» имперские порядки казались выходом из положения. Кроме того, в воздухе витало ощущение того факта, что это чуть ли не последняя схватка, и события уже определят дальнейший ход истории.

Отсюда и ожесточенность событий, и то, что массовые расстрелы рабочих на Чечелевке и в других рабочих районах прошли при молчаливом одобрении большинства «буржуазной» части населения. Жители центра устали от рабочих как от постоянного социального раздражителя и основной базы ненавидимой буржуазией Советской власти. Отсюда и такое ожесточение, когда город в последний раз за период Гражданской войны не просто пережил очередную катастрофу, а даже полностью разделился по социальному и даже по топографическому признаку.

***

В следующем очерке мы расскажем о том, как 100 лет назад «гулял» генерал Шкуро в Екатеринославе, почему вдруг снова открыли Английский клуб, чем жил повседневный город, что писали очевидцы, и чем закончилась деникинская власть в Екатеринославе», - завершает Максим Кавун.

Всем, кто детально интересуется событиями 100 летней давности в нашем городе - приглашаем посетить национальный исторический музей имени Д.И. Яворницкого. Адрес - проспект Яворницкого, 16. Зал №5 - период Революции.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Элита  (04.08.20 02:30): По большей части - в статье продублировали старые большевистские байки направленные на разжигание ненависти Ответить | С цитатой
Стоик  (20.10.19 12:15): Было интересно. Спасибо. Ответить | С цитатой
Николай  (18.10.19 23:32): Дайте ссылки не первую и вторую часть. Ответить | С цитатой
Вася  (18.10.19 20:52): По факту усі хто захоплював місто були бандитами.Не бачу жодної різниці між денікінцями ,комуністами та іншими.Всі окупанти чужинці іноземці окрім махновців. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Замир  (18.10.19 14:46): Спасибо! Было интересно! Ответить | С цитатой
Юрий  (18.10.19 12:31): Интересно узнавать новые факты из истории своего города Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
95
лет театру ДрамиКом

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте