|«« | «« | »» | »»| |
Сегодня исполняется 70 лет Сергею Борисовичу Ревскому – знатоку особенностей исторической застройки нашого города и автору широко применяемого термина «екатеринославский кирпичный стиль».
Сергей Борисович Ревский – член Союза архитекторов с 1981 г., кандидат искусствознания с 1983 г., профессор ПГАСА с 2000 г., член Международного совета ООН по вопросам памятников и выдающихся мест. Основные темы его научных исследований и проектных разработок: теория и история архитектуры, охрана и реставрация памятников архитектуры и градостроительства, реконструкция исторической среды, в том числе с размещением в ней новых сооружений. По этой тематике он является автором более 200 научных работ по истории и теории архитектуры и около 90 архитектурных проектов.
Как вообще возникло это понятие?..
Как вспоминает Сергей Борисович, в середине 1980-х с целью инвентаризации городской застройки, классификации ее по историко-архитектурной ценности для подготовки материалов историко-архитектурного опорного плана города по заказу тогдашнего Днепропетровского горисполкома в ДИСИ (ныне ПГАСиА) осуществлялась научно-исследовательская работа по разработке рекомендаций для реконструкции исторической архитектурной среды города. В паспортной карте каждого из тысяч исторически ценных зданий, классифицированных как памятники архитектуры, вновь выявленные памятники архитектуры и исторически ценная рядовая застройка, в одном из пунктов указывался стилистический признак здания. Именно здесь, с целью сохранения конкретики и, вместе с тем, лаконичности изложения информации екатеринославскому варианту «кирпичного стиля», профессором Ревским было дано условное название «екатеринославский кирпичный стиль».
Как человек с системным мышлением, профессор Ревский упреждает разночтения в интерпретации этого термина. Поясняет при этом общеархитектурные тенденции периода, в который им был выявлен специфический местный вариант «кирпичностилевой» трактовки оформления главных фасадов зданий массовой застройки. Они воплощали собой практически все течения архитектуры конца XIX – начала ХХ веков:
«Архитектура Екатеринослава, превратившегося в конце XIX – начале XX вв. в крупный промышленный город, представляла собой явление, значительно более разностороннее, нежели прежде. С 1880-х годов в Екатеринославе возводится много крупных общественных зданий в функциональном отношении достаточно полно отражающих процесс развития, совершенствования старых и формирования новых типов зданий. В жилищном строительстве массовое распространение получают многоэтажные секционные доходные дома».Если говорить о стиле в классическом его понимании, то в этот период в Екатеринославе преобладает эклектика. Профессор Ревский подчеркивает, что в городской застройке были представлены оба ее направления – и стилизаторство, и так называемая «внестилевая» эклектика:
«В архитектурно-художественном решении фасадов воплощались стилизации, т.е. псевдостили, обеих ветвей стилизаторского направления эклектики. Это и романтические стилизации, основывавшиеся на исторических образах средневековой, не ордерной, архитектуры («романский стиль», «готика», «русский стиль», «мавританский стиль» и т.п.). И академические стилизации, которые базировались на художественной образности исторических стилей ордерной архитектуры («ренессанс», «барокко» и их разновидности)».Характер стилизации сооружений избирался произвольно в зависимости от вкусов заказчика или архитектора.
В отличие от стилизаторского направления, во внестилевом направлении эклектики цель подражания какому-либо стилю прошлого не ставилась, и в массовой жилой застройке Екатеринослава в рассматриваемое время преобладала именно «внестилевая» эклектика.
В архитектуре эклектики конца ХІХ века – первой половины 1900-х годов в Екатеринославе особое место занимал так называемый «кирпичный стиль». Он проявился в отечественном зодчестве в начале 1870-х годов как выражение поиска органичной взаимосвязи между конструктивной и эстетической сторонами архитектуры. В «кирпичном стиле» выполнялись и «псевдостилевые» и «внестилевые» эклектические фасады.
Таким образом, «кирпичный стиль» фактически являлся специфическим материальным средством воплощения семантических образов тех или иных архитектурно-художественных тем и, следовательно, не может ни отождествляться с ними (т.е. становиться в один категорийный ряд с «внестилевой» эклектикой и со «стилями» «стилизаторской» эклектики), ни рассматриваться как самостоятельное вне эклектики явление. Он сам по себе не обладал стилеобразующим (в понимании архитектурного стиля) началом и присутствие слова «стиль» здесь чисто условно, почему название и указывается в кавычках – «кирпичный стиль».
По мнению профессора Ревского, предпосылкой возникновения «екатеринославского кирпичного стиля» стало мощное индустриальное развитие нашего города:
«Как известно, г. Екатеринославу, после его переноса с Кильчени на Днепр по указу 1784 года, предназначалась роль третьей, южной, столицы Российской империи. Однако после смерти Екатерины ІІ он более чем полстолетия был заурядным провинциальным губернским городом.
Заметное оживление в развитии Екатеринослава наступило после отмены крепостного права, когда в 1860-х – 1870-х годах город, располагавшийся в центре свободного лесосплава с верховья реки, превратился в один из главных центров юга страны по переработке и торговле продуктов сельскохозяйственного производства и леса. Но особенно интенсивно Екатеринослав начал развиваться с 1880-х годов. В 1884 году с сооружением в Екатеринославе моста через Днепр было завершено строительство железнодорожной магистрали, связавшей Донецкий каменноугольный бассейн (Донбасс) на левобережье и Криворожский железорудный бассейн (Кривбасс) на правобережье Днепра.
Расположенный посредине этой магистрали Екатеринослав с позиции экономической географии становится наиболее выгодным местом для развития металлургии. В 1890-х – 1900-х годах в нем появляется целый ряд больших металлургических, металлообрабатывающих, трубопрокатных, машиностроительных предприятий. Он превращается в один из крупнейших индустриальных и экономических и крупнейший металлургический центр страны. Количество его населения стремительно возрастает. Уже к началу ХХ века Екатеринослав выходит на первое место в метрополии по темпам роста населения (508%), уступая по этому показателю в Российской империи лишь «неметропольной» польской Лодзи».
Именно демографический взрыв, по мнению профессора Ревского, послужил основной причиной чрезвычайно активного внедрения «кирпичного стиля» в Екатеринославе:
«Бурное развитие города, сопровождавшееся резким ростом населения, выдвинуло необходимость очень быстрого строительства большого количества зданий и, прежде всего, жилых. В такой ситуации «кирпичный стиль» как нельзя лучше подходил для решения этой задачи, тем более что и городская территория, и окрестности города были богаты качественной глиной. К началу ХХ века в Екатеринославе работало уже более 20 заводов, производивших красный (в том числе лицевой) кирпич. В 1880-х – первой половине 1900-х годов в городе были построены сотни краснокирпичных зданий с «кирпичностилевой» трактовкой эклектических фасадов. Особенно широкое распространение «кирпичный стиль» получил в наиболее массовом типе зданий – в доходных домах».
Правда, иногда, крайне редко, цокольный этаж в трех с половиной этажных зданиях, оформленных в екатеринославском варианте «кирпичного стиля» и располагавшихся на уклонах, переходил в полный этаж. Но такие здания имели полные четыре этажа лишь на одном из флангов главного фасада и потому в целом все же воспринимались как 3,5-этажные. Чаще всего этот вариант использовался в трехэтажных зданиях и никогда не применялся в одноэтажных домах и в домах, насчитывавших более трех с половиной этажей в преобладающей по протяженности части фасада.
В своих исследованиях профессор Ревский ссылается на приверженца «кирпичного стиля» гражданского инженера И.С. Китнера, который, доказывая «громадное значение кирпичных построек» и выделяя их среди остальных как в практическом, так и в художественном отношении, писал в статье «Кирпичная архитектура»:
«…употребление кирпича как материала, весьма удобного для украшения фасадов строений, представляет во всех отношениях большую выгоду. Кирпичная облицовка фасада несравненно рациональнее штукатурной ее отделки. Строение с кирпичной облицовкой имеет в нашем климате большую прочность и возводится в гораздо меньший срок».Приводя довод о том, что «нет разумной причины не пользоваться преимуществами того материала, из которого возведено строение и скрывать его под слоем штукатурки», И.С. Китнер призывал кирпичных заводчиков усовершенствовать выделку кирпича.
Таким образом, термин «екатеринославский кирпичный стиль» был введен профессором Ревским в научный оборот в качестве условного терминологического определения специфически местного варианта «кирпичного стиля», который:
1) сложился и получил массовое распространение только в Екатеринославе;
2) существовал только во 2-й половине 1880-х – первой половине 1900-х годов;
3) представлял собой «кирпичностилевую» из лицевого только красного (и никакого другого) кирпича трактовку только «внестилевой» эклектики;
4) использовался при оформлении главных фасадов только доходных секционных домов, имевших в преобладающей по протяженности части фасадного поля не менее двух и не более трех с половиной (с цокольным) этажей;
5) имел свою четкую систему архитектурно-художественного решения главных фасадов, заключавшуюся в строгой обусловленности сочетания пятичастной фронтальной композиции и абсолютно определенных по образному характеру и месторасположению элементов и деталей пластического оформления, которые представляли собой гипертрофированную трактовку определенных форм только ордерной архитектуры.
Сравнивая бывшее и нынешнее состояние зданий «екатеринославского кирпичного стиля» профессор Ревский отмечает:
«Кирпичностилевыми» домами, формировавшими сплошную застройку вдоль многих улиц, в Екатеринославе в считанные годы были застроены десятки кварталов. При общей распространенности «кирпичного стиля» в Российской империи, тем не менее, ни один город не имел столь крупных районов и протяженных улиц с исключительно исторически единовременной застройки, представлявшей эклектику в «кирпичностилевой» трактовке конца XIX в., какие имел Екатеринослав. Крупные фрагменты такой застройки, в том числе отдельные из них, составлявшие фронты застройки, протяженностью на полный квартал вдоль некоторых улиц, сохранялись еще до 2-й половины 1980-х годов. Но в современную эпоху наш город утрачивает эти здание одно за другим…».
В день юбилея создателя термина и исследователя историко-архитектурного явления «екатеринославский кирпичный стиль» Сергея Борисовича Ревского хочется пожелать всем нам сохранения уникального наследия нашего города.
Цитируется по статье: Ревский С.Б. О екатеринославсом кирпичном стиле, терминологии и научной этике // Строительство, материаловедение, машиностроение, сб. ст. – Днепропетровск, 2005.
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |