Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
пт, 22 ноября 2024
03:21

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

205 лет со дня рождения Елены Ган

|«« «« »» »»|

Городской сайт продолжает рассказы о знаменитых людях нашего города и края.

Сегодня наш рассказ о полузабытой, но одной из самых выдающихся женщин в истории Днепра. Сегодня, 23 января, исполняется 205 лет со дня рождения Елены Ган. Это одна из первых женщин-писательниц Украины и России.

К сожалению, сегодня это имя известно преимущественно лишь краеведам и специалистам по литературе. А 150 лет назад произведениями Елены Ган зачитывалась вся тогдашняя интеллигенция – от Екатеринослава до Петербурга.

Из какой семьи происходила Елена Ган? Как складывалась ее личная жизнь? Как и почему открылась у нее тяга к писательству? О чем писала Елена Ган, и какие ее самые известные произведения? Почему писательницу называли «русской Жорж Санд»? Какое потомство оставила Елена Ган? Как увековечена Елена Ган в нашем городе?

На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

Елена Фадеева: писательница из крупной дворянской семьи

« Елена Андреевна Фадеева (такова ее фамилия в девичестве) родилась 11 (23 по новому стилю) января 1814 года в Ржищеве под Киевом, - рассказывает Максим Кавун. - Она происходила из состоятельной дворянской семьи Фадеевых. Д етство и юность её прошли в Екатеринославе по месту службы отца.

Отец писательницы – Андрей Михайлович Фадеев (1789-1867) – был крупным чиновником николаевской эпохи. В Екатеринославе он служил управляющим местной конторы Попечительского комитета об иностранных поселенцах Юга России. Затем служил саратовским губернатором. Фадеев оставил ценнейшие «Воспоминания», где значительное место уделил характеристике развития и обществу тогдашнего Екатеринослава.

Кстати, Фадеев очень критично относился к состоянию «местного общества». В мемуарах он ярко обличает местные пороки – обжорство, пьянство, игры, взяточничество и другие. Немало критических строк оставил Фадеев в адрес внешнего вида тогдашнего Екатеринослава.

Мать Елены Ган, Елена Павловна Долгорукая (1788-1860), была образцом супружества, образованности и кротости. Эти качества передались от матери к дочери. Мама говорила на пяти языках, прекрасно рисовала, изучала естественные науки, археологию и нумизматику.

Крупная семья имела разветвленные родственные связи. Например, р одная сестра Елены, Екатерина, вышла замуж за Юлия Федоровича Витте (1814-1867), и в этом браке родился будущий знаменитый государственный деятель, министр финансов Российской империи Сергей Юльевич Витте (1849-1915).

Жена офицера начала писать повести

В 16 лет Елену Андреевну выдали замуж за артиллерийского капитана Петра Андреевича Гана фон Роттенштерна (1798-1873). Супруг происходил из древнего рода прибалтийских немцев. Юная романтическая девушка была вынуждена была играть роль «армейской дамы», переезжать с места на место, скитаясь по Российской империи. Короткая и несчастная жизнь Елены Андреевны, как в зеркале, отразила проблемы жизни одаренной женщины в провинциальной среде.

Офицерская семья перемещалась по Екатеринославской губернии. В 1831-1832, а затем в 1834-1835 годах семья Ган жила в селе Романково, а в 1837-1839 годах - в Каменском. 14 октября 1838 года Елена пишет из Каменского на Кавказ декабристу С.И. Кривцову:

«О чем же я могу вам писать, живя в таком уединении? Разве только о холоде в Каменском да обо мне самой. Что еще я могу сказать о себе? Хотите ли иметь точное понятие о моей обстановке и моем времяпрепровождении? Я живу в скверной, сырой, холодной избе; из моих окон я вижу – на восток сельскую церковь, к западу – кладбище на пригорке, уставленное крестами, готовыми упасть; к югу – большую конюшню, к северу – другое строение, принадлежащее батарее, далее – степь, пески, болота».

Вместе с тем, эти переезды дали Елене массу жизненных наблюдений. Большое впечатление произвели визиты из глухой провинции в столицу и на юг. С весны 1836 по весну 1837 года семья Ган жила в Петербурге. Здесь Елена с удовольствием окунулась в столичную культурную среду. Она познакомилась здесь со своим будущим издателем Осипом Ивановичем Сенковским.

В Петербурге Елена даже случайно повстречала А.С. Пушкина . Она писала родным:

«Я узнала – Пушкина! Я воображала его чёрным брюнетом, а его волосы не темнее моих, длинные, взъерошенные… Маленький ростом, с заросшим лицом, он был не красив, если бы не глаза. Глаза блестят, как угли, и в беспрерывном движении. Я, разумеется, забыла картины, чтобы смотреть на него. И он, кажется, это заметил: несколько раз, взглядывая на меня, улыбался… Видно, на лице моем изображались мои восторженные чувства» . 

В 1837 г. Елена Ган побывала на Кавказе, познакомилась с некоторыми ссыльными декабристами, и задумала сразу несколько произведений.

В Елене рано проявилась потребность писать. Литературные увлечения стали убежищем от провинциальной пошлости, глупости, сплетен и пересудов.  Творчество Елены Андреевны Ган носило беллетристический характер. Это одна из первых женщин-писательниц в Российской империи. Две темы являются основными в ее литературном творчестве: это тема женской судьбы и конфликт одаренной личности и общества.

«Русская Жорж Санд»: героинь писала с себя

Елена Ган писала под псевдонимом «Зенеида Р-ва». В центре её творчества – судьба женщины в глубокой провинции и «суд света», как называется одно из ее произведений. Повести Елены Ган проникнуты провинциальным романтизмом, противопоставлением романтических героинь и бездушного «света», с почти неизбежным печальным концом.

Первая повесть Елены Андреевны с характерным названием «Идеал» появилась в столичном журнале «Библиотека для чтения» в 1837 году. В этом же журнале были напечатаны другие крупные произведения: «Утбалла» и «Джеллаледин» (1838), «Медальон» (1839), «Суд света» (1840), «Теофания Аббиаджио» (1841).

Елена Ган находилась в творческом содружестве с редактором журнала Осипом Сенковским – крупной фигурой на литературном небосклоне Петербурга. Кстати это послужило поводом для беспочвенных слухов об их романе. Еще в конце XIX века в Петербурге поговаривали об особом характере отношений Е.П. Ган и О.И. Сенковского. Против этого яростно выступала дочь Елены Андреевны, писательница Вера Желиховская, и с этой целью она даже напечатала воспоминания о матери. Сотрудничество редактора и автора завершилось из-за бесцеремонных правок Сенковским рукописей Елены.

После этого Елена Ган перешла в другой крупнейший столичный журнал – «Отечественные записки», где напечатала произведения «Напрасный дар» и «Любинька» (1842). В том же году вышло сочинение «Ложа в одесской опере» («Номерованная ложа»).

Сочинения Елены Ган были очень популярны. Собрания сочинений издавались дважды в Санкт-Петербурге – в 1843 и 1905 годах.

Знаменитый литературный критик Виссарион Белинский назвал Елену Ган «русской Жорж Санд», по аналогии с известной французской писательницей . Белинский писал, что Елена Ган:

«…принадлежит к примечательнейшим талантам современной литературы... Между русскими писательницами нет ни одной, которая достигла бы такой высоты творчества и идеи и которая в то же время до такой степени отразила бы в своих сочинениях все недостатки, свойственные русским женщинам-писательницам, как Зенеида Р-ва... Основная мысль, источник вдохновения и заветное слово поэзии Зенеиды Р-вой есть апология женщины и протест против мужчины... Она глубоко понимала униженное положение женщины в обществе и глубоко скорбела о нем».  

Повести Елены Ган (лучшей из них считается «Теофания Аббиаджио») отражают проблемы положения женщины в патриархальной семье и провинциальном обществе, а также «в свете». Конфликт идеалистического мировосприятия и косности провинциальных нравов выходит на первый план.

Все исследователи творчества Елены Ган отмечают автобиографичность ее творений. Елена Андреевна еще не ставила радикально вопросы прав женщин – в смысле уравнивания в правах с мужчинами и того, что позже назовут феминизмом. Во всех ее произведениях сквозит скорбь о забитом положении русской женщины того времени. Особо скорбит писательница о надменном, неуважительном отношении мужчин к женщинам, недооцененности искренних чувств.

Героини произведений Елены Ган – любящие, самоотверженные, готовые пожертвовать жизнью для любимого. Герои же – внутренне пустые, мелочные, ничтожные люди. Повести Елены Ган проникнуты провинциальным романтизмом, противопоставлением романтических героинь и бездушного «света», с почти неизбежным печальным концом. Однако главная заслуга Елены Ган – постановка «женской» проблематики в николаевскую эпоху.

Виссарион Белинский так писал о значении работ Елены Ган: 

«Ни одна из русских писательниц не обладала такою силою мысли, таким тактом действительности, таким замечательным талантом, как Зенеида Р-ва. Созданная ею повесть, как ее талант и жизнь, остановились на полудороге и не дошли до своего полного и конечного развития».

Романтический цветок зачах в провинции

Жизнь Елены Ган сложилась несчастливо, если не сказать трагически. Судьбе было угодно, чтобы она повторила судьбу своих несчастных героинь. Елена Андреевна умерла 24 июня (6 июля) 1842 года в Одессе всего в 28 лет от туберкулеза, на руках у своей матери.

Похоронили Елену Ган на Первом христианском кладбище Одессы. Могила не сохранилась – в 1930-е годы на месте знаменитого кладбища был разбит парк культуры и отдыха. История, очень типичная и для нашего города…

В. Белинский написал на смерть Елены Ган: 

«Мир праху твоему, благородное сердце, безвременно разорванное силой собственных ощущений. Мир праху твоему, необыкновенная женщина, жертва богатых даров своей возвышенной натуры! Благодарим тебя за краткую жизнь твою: не даром и не втуне цвела она пышным, благоуханным цветом глубоких чувств и высоких мыслей… В этом цвете – твоя душа, и не будет ей смерти, и будет жива она для всякого, кто захочет насладиться её ароматом».

Иван Тургенев так отозвался о Елене Ган:

«В этой женщине было… и горячее русское сердце, и опыт жизни женской, и страстность убеждений, – и не отказала природа в тех «простых и сладких» звуках, в которых счастливо выражается внутренняя жизнь».

Елена Ган оставила знаменитое потомство

Несмотря на короткую и несчастную жизнь, Елена Андреевна успела произвести на свет незаурядное потомство. Она произвела на свет четырех детей, но старший сын Александр умер 2-х лет от роду от хронической болезни. Был еще сын Леонид (родился в 1840 г.). Зато две дочери унаследовали литературные способности матери, стали известными писательницами.

Вера Петровна Желиховская (1835-1896) – известная в прошлом писательница, ныне совершенно забытая. В конце XIX – начале XX веков она считалась одной из главных писательниц на детскую тему. Её произведения учили в школах, читали всей семьей.

Кстати, Вера Петровна оставила интересные воспоминания о матери. Она характеризовала ее так:

«С семнадцати лет легли на нее заботы о семье, о страстно любимых детях, и она не только не тяготилась ими, а напротив, вся проникнутая чувством своих материнских обязанностей, нашла в них цель, смысл и даже утеху своей жизни. Даже на свой поэтический дар, на свои литературные труды смотрела она лишь как на единственное средство дать им лучшее воспитание, образование выше средств, доступных их состоянию.

«Пусть платят мне по 1000 рублей за вспаханную десятину, и я с охотою примусь за обработку земли, вместо своих рукописей!» - писала она тем, кто легкомысленно осуждал ее в трате времени, ради авторского тщеславия. И далее, когда ей советовали оставить занятие для сохранения здоровья: «Какими бы то ни было жертвами, хочу, чтобы дети мои были хорошо, но фундаментально хорошо образованы. А средств, кроме пера моего, – у меня нет!».

Вторая дочь, Елена Петровна Блаватская (1831-1891) – знаменитый философ, мистик, беллетрист, основатель Теософского общества. Её биография похожа на авантюрный роман. От матери Елена Петровна унаследовала внутренний протест против провинциальной косности и незаурядный литературный талант. Рано выданная замуж, она сбежала от супруга, и отправилась путешествовать по всему миру. Самое известное произведение Блаватской – «Тайная доктрина». Сегодня во всем мире эта фигура необычайно популярна.

Память в Днепре: уникальный дом-музей и улица над балкой

Жизнь и творчество Елены Ган – полузабытая страница истории первой половины XIX века. Ее литературные произведения были очень популярны, затем пришли ранняя смерть и забвение.

В Екатеринославе мало кто вспоминал о Елене Ган. В советское время краеведы отыскали это имя и стали упоминать его в путеводителях. И только в конце XX века о Елене Ган вспомнили в нашем городе. Сохранился дом по улице Петербургской (ныне Князя Ярослава Мудрого, 11), где жила семья Фадеевых и Ган, и где родилась Елена Петровна Блаватская. Ныне в этом доме размещен Мемориальный Дом-музей Е.П. Блаватской и ее семьи. Здесь можно увидеть и экспозицию, посвященную «нашей Жорж Санд».

Улицы в честь писательницы в нашем городе не было. В 2015 г. в Днепре появилась улица Елены Ган.

- Однако это не улица, а курьез, - считает Максим Кавун. - Улица была названа в рамках «декоммунизации» (ранее называлась Мироненко, в честь революционера). Именем писательницы назвали крохотную улочку в районе частного сектора, над Долгой (бывшей Красноповстанческой) балкой. Колорит этой улицы – дома-халупы да бродячие собаки. К сожалению, видимо, лучшей улицы для знаменитой екатеринославской женщины и писательницы не нашлось.

***

Юбилей Елены Ган – повод задуматься о судьбе талантливого человека в глухой провинции. О том, как нелегко совмещать бытовую жизнь и творчество. О душевной красоте и реалиях нашей жизни. Ну и, конечно, о том, сколько знаменитых людей жило и работало в нашем городе на Днепре. И как часто мы забываем наших выдающихся земляков», - завершает Максим Кавун.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Иван  (12.11.20 07:23): Спасибо. Материальное наследство в мозгах похоже передаются по матери. Ответить | С цитатой
Андрей  (26.01.19 09:24): Очень интересно! Вот и назвали бы в ее честь улицу Шмидта. Ответить | С цитатой
Виктория  (23.01.19 19:51): Очень интересно, спасибо! Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
95
лет театру ДрамиКом

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте