Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
сб, 23 ноября 2024
09:50

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Архитекторы Днепра: Владимир Зуев – корифей послевоенного зодчества

|«« «« »» »»|

Городской сайт продолжает цикл рассказов о судьбах знаменитых, но во многом забытых архитекторов нашего города. Мы уже рассказывали о Дмитрии Скоробогатове, Александре Красносельском, Георгии Панафутине, Дмитрии Щербакове и других архитекторах, известных и почти забытых. А сегодня наш рассказал – о Владимире Зуеве, со дня рождения которого 14-го февраля исполняется ровно 100 лет.

Как это часто бывает, его имя, к сожалению, знакомо немногим горожанам. 14-го февраля в 1918 году родился Владимир Александрович Зуев – автор проектов строительства и реконструкции многих знаковых сооружений Днеппропетровска 1960-1980-х годов.

Сегодня Городской сайт расскажет о биографии Владимира Зуева и сооружениях, созданных им.

Какие известные здания нашего города спроектировал Владимир Зуев? Какой знаменитый архитектурный символ Днепра он реконструировал? Какой объект стал самым известным и одновременно самым неудачным в его творчестве? И какое здание принесло архитектору сразу несколько наград?

На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

Корифей послевоенного зодчества

«Архитектор Владимир Зуев интересен, прежде всего, тем, что был и автором знаковых соор ужений и мастером реконструкций, - рассказывает Максим Кавун. - Такой творческий дуализм уже говорит о мастерстве зодчего.

Владимир Зуев – один из самых выдающихся днепропетровских архитекторов 1960-1980-х годов, хотя его имя не столь хорошо известно горожанам, как, скажем, Павла Ниринберга. Пик творческой деятельности Зуева пришелся на семидесятые годы XX века. Будучи главным архитектором проектов, а затем начальником отдела института «Днепрогражданпроект», Зуев причастен к строительству не менее десятка знаковых сооружений города.

Дома Зуева не относятся к числу архитектурных шедевров, однако почти все они отличаются яркими формами, крупным масштабом и важной ролью в городской среде. Это гостиницы «Днепропетровск» и «Парус», новый комплекс исторического музея с диорамой «Битва за Днепр», главный корпус ДГУ, реконструированный Дом Союзов и другие объекты.

Владимир Александрович Зуев родился 14 февраля 1918 года в Екатеринославе. В отличие от большинства известных архитекторов Днепра за три века, которые не были уроженцами нашего города, но творчески реализовались именно здесь, Зуев является нашим земляком и всю жизнь прожил в Днепре.

В предвоенном 1940 году Зуев окончил инженерно-строительный институт (ныне Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры). После войны начал архитектурную практику руководителем проектного отдела завода им. Молотова (впоследствии завод имени Бабушкина).

В дальнейшем Зуев связал свою судьбу с нынешним институтом «Днепрогражданпроект», где прошел длинный путь от начинающего архитектора до главного архитектора проектов. В 1946 году он начал работать в тогда еще «архитектурно-проектировочной конторе «Днепропроект». В 1953-1960 годах был главным архитектором проектов и руководителем архитектурной мастерской. Впоследствии, в 1960-1974 годах, В.А. Зуев был руководителем отдела, а в дальнейшем – начальником архитектурно-конструкторского отдела института «Днепрогражданпроект».

Автор нового облика отеля «Украина»

Основные работы В.А. Зуева – это крупные по размерам и значению общественные здания. Однако путь к собственным авторским проектам он начинал с проектов послевоенного восстановления знаковых зданий города. В 1949 г. по проекту Зуева было восстановлено здание театра им. Шевченко.

А в 1954 году именно по проекту В.А. Зуева было завершено восстановление гостиницы «Украина». В апреле 1955 года отель принял первых постояльцев. Можно много дискутировать по поводу послевоенного проекта восстановления гостиницы «Украина». Сгоревший в 1943 году «Украинский дом» Хренникова (1910-1913 гг.), выполненный в стиле «украинский модерн», был восстановлен со значительными изменениями.

Фактически от бывшего «Украинского дома» В.Н. Хренникова был сохранен только каркас и основные элементы декоративного оформления фасадов. Первоначальное завершение здания, 5 башен, не было восстановлено. Можно сделать вывод, что в результате реконструкции появилось качественно новое здание, с новым образом. Центральная угловая башня была восстановлена ​​с кардинальными изменениями силуэта: она увеличила свои размеры; вместо восьмиугольной она стала четырехугольной; а островерхое завершение башни изменилось на прямоугольное. Появились большие башенные часы, которые попросту не уместились бы в довоенную башню.

Но в целом, несмотря на кардинальную реконструкцию архитектурного памятника, Зуеву удалось сформировать авторский образ здания, который через 60 лет уже воспринимается как традиционный в современном архитектурном окружении.

Жилой дом-гигант на Привокзальной площади

Собственное архитектурное проектирование Владимир Зуев начал также с конца 1940-х годов. Первым выдающимся его сооружением стал Криворожский театр драмы и музыкальной комедии имени Т.Г. Шевченко, построенный в 1949-1954 годах. Это величественное здание в стиле «сталинский ампир», в облике которого выделяются большие колоннады, в полном соответствии с канонами советской неоклассики.

В дальнейшем архитектор отличился на ниве проектирования жилых домов, а также малых архитектурных форм. Зодчий входил в коллектив по застройке Привокзальной площади (Д.И. Щербаков, И. Заиченко и др.). Работы по созданию площади были закончены в 1956 году.

В ансамбле площади Зуев спроектировал самый важный, кроме собственно вокзала, архитектурный элемент - семиэтажный жилой дом напротив здания вокзала (проспект Яворницкого, 123). Именно этот величественный дом первым встречает всех приезжих в город после выхода из вокзала.

Учитывая такое ответственное визуальное значение здания, архитектор применил комплекс архитектурных приемов: два верхних этажа здания надстроены на собственно пятиэтажную основу; надстройка является доминантой ансамбля площади; эти два верхних этажа специально выделены колоннадой. Над колоннадой помещен огромный полуциркульный фронтон с датой «1956», котор ый больше тяготеет к необарокков ым элементам. В целом, В.А. Зуеву удалось создать яркий памятник архитектуры стиля «сталинский ампир» на завершающем этапе его развития.

Интересно, что сейчас этот дом одним из первых был включен в новую программу реставрации зданий на проспекте . Всю осень 2017 и январь 2018 годов это здание реставрировалось, в нем заново выкрасили стены и восстановили декор. Здание сменило серый цвет на бледно-желтый, а также получило характерную подсветку в темное время суток.

Гостиница «Днепропетровск» и проекты Набережной

Конец пятидесятых годов XX века принес В.А. Зуеву несколько новых удачных проектов. В 1958-1959 годах по проекту Зуева был выстроен корпус физико-математического факультета ДГУ (ныне ДНУ, пр. Яворницкого, 35-А). Также Зуев спроектировал выразительный постамент памятника Н.В. Гоголю , открытого 17 мая 1959 года (скульптор А. В. Сытник). Постамент имеет камерное классическое решение, а сам памятник прекрасно вписался в окружающую среду.

Активное участие принял архитектор В.А. Зуев в главном градостроительном проекте конца 1950-х – 1960-х годов. В 1957 году началось грандиозное строительство днепропетровской Набережной . Общее проектирование вела группа архитекторов института «Днепрогражданпроект» под руководством В.А. Зуева.

В частности , авторству В.А. Зуева принадлежат два сооружения на Набережной , которые во многом формируют общий архитектурный облик этой магистрали . В конце 1960-х годов начался расцвет творчества Зуева. Первым большим объектом этого периода стала 12-этажная гостиница «Днепропетровск» на 650 мест, открытая 25 октября 1968 года. В этом году исполняется 50 лет этому зданию! На тот момент это было первое здание такого объема и класса на Набережной. Сегодня это творение Зуева, конечно, смотрится совсем по другому, но полвека назад это было новое слово в архитектуре Днепропетровска.

Гостиница «Парус» – неоконченный архитектурный гигант

Наиболее «громким» объектом в творчестве Зуева обещала стать 28-этажная гостиница «Парус» - гигантское сооружение по меркам семидесятых годов XX века. В коллектив под руководством В.А. Зуева входили В.М. Тарнопольский, В.П. Товстик, Б.А. Медгауз и другие.

Проект первого небоскреба Днепропетровска, представленный в 1973 г., начали реализовывать в следующем году. Для сооружения столь гигантского здания была намыта выступающая часть береговой линии Днепра. Здание «Паруса» обещало стать главной архитектурной доминантой брежневского Днепропетровска. В 1980-х годах контуры здания начинают доминировать в панораме центральной части города и около двадцати лет «Парус» уверенно держал эту марку (до пост ройки «Башен», «Мост-Сити» и других объектов).

В конце 1980-х годов здание «Паруса» было готово на 80%, однако крах старой системы, рыночная эпоха и быстрая смена стандартов гостиничного сервиса вынесла зданию «Паруса» приговор, превратив его в главный городской «долгострой». Сегодня недостроенный «Парус» мрачно возвышается над Днепр ом; лишь сравнительно недавно его фасады выкрасили и украсили патриотической символикой. Однако даже в таком недостроенном виде заметны широта авторского замысла и неординарные масштабы здания. Будет крайне печально, если реализуется обсуждающаяся второй год идея снова этого недостроенного отеля!

Новое здание исторического музея и диорамы сделало архитектора знаменитым

Задуманный Зуевым «Парус» не удался, однако в середине 1970-х гг. архитектор получил широкую известность благодаря очередному громкому заказу. В 1968 году началось строительство нового комплекса исторического музея имени Д.И. Яворницкого. В.А. Зуев был руководителем этого проекта.

Строительство курировалось на правительственном уровне. Новое здание музейного комплекса оказалось в 8 раз больше, чем предыдущее. В новом комплексе разместилась вся новая основная экспозиция музея из 9-ти залов, а также специально созданная диорама «Битва за Днепр». Диорама была открыта 7 мая 1975 года, а музей чуть позже - 8 мая 1977 года.

Архитектор и инженер Борис Медгауз, коллега В.А. Зуева по институту «Днепрогражданпроект», вспоминал в 2009 году:

«Очень интересны наши уникальные объекты. Одним из таких интереснейших объектов была диорама «Битва за Днепр»... Мы дневали и ночевали на этом объекте. Обычно многие объекты уже через 15-20 лет кажутся убитыми и неинтересными. Но прошло уже тридцать три года, а мне и сейчас не стыдно за диораму.

Мы запроектировали диораму в 1975 г. И ввели в строй в 1976 году, совместив ее строительство с реконструкцией Исторического музея. Я был главным инженером этого проекта, а главным архитектором – Владимир Александрович Зуев, очень серьезный специалист и великолепный архитектор. Все архитекторы, которые позже составили костяк архитектурной мысли Днепропетровска, так или иначе с ним соприкасались. Владимир Александрович был нашим учителем, настоящим учителем. Он был на 10 лет старше меня, воевал на фронтах Великой Отечественной войны и служил нам образцом великой мудрости. Он оказал огромное влияние на всех, с кем сталкивался. Мне очень повезло, что я встретился и работал с этим человеком. Вместе с Зуевым мы сделали ряд интересных объектов в нашем городе».

Комплекс музея принес и заслуженную награду. За реконструкцию комплекса исторического музея имени Д.И. Яворницкого В.А. Зуев получил в 1979 Государственную премию Украины имени Т.Г. Шевченко (в составе коллектива). За этот проект он был награжден также Золотой медалью Академии художеств СССР . Проект нового комплекса исторического музея вывел Зуева в число наиболее заметных архитекторов Днепропетровска 1970-х годов.

Главный корпус ДГУ, институты и Дом Союзов

В течение 1970-х годов Зуев получал массу новых выгодных заказов. В частности, по его проекту был построен главный административно-учебный корпус Днепропетровского государственного университета . Ныне это 1-й корпус ДНУ (проспект Гагарина, 72). Здание в 13 этажей с мощным цоколем открыли в декабре 1974 года. После реконструкции в 2004-2007 годах фасад здания был сильно изменен , и теперь его называют «синим» из-за характерного покрытия. Но общий образ остался прежним. Здание 1-го корпуса ДНУ является одной из доминант нагорной части и всей застройки по оси проспекта Гагарина.

В.А. Зуев руководил в 1970-х-1980-х годах также проектированием многих известных городских объектов: корпусов Института физкультуры на Набережной Победы, Института геотехнической механики Академии наук Украины (ул. Симферопольская, 2-А), железнодорожного почтамта (ул. Привокзальная, 11).

Последним крупным объектом в творчестве архитектора В.А. Зуева стал реконструированный Дом Союзов (проспект. Яворницкого, 93). Этот объект особенно интересен. Перед зодчим стояла очень сложная задача: придать новый облик уже существовавшему зданию начала XX века, к тому же сильно перестроенному после войны. Сначала это была Бесплатная школа Общества попечительства о женском образовании, а в советское время – «Дворец труда». Зуев мастерски решил эту задачу доступными в ту эпоху методами.

Фактически на основе постройки начала XX века было создано новое 4-этажное здание в очень суровых монументальных формах минимализма 1970-х годов. Реконструкция Дома Союзов была завершена в августе 1979 года. Интересно, что большинство горожан думают, что Дом союзов и построен в 1970-е годы. Однако стоит взглянуть на парковый фасад Дома Союзов, чтобы убедиться, что основа здания все-таки гораздо старше и увидеть остатки прежней архитектуры столетней давности.

Архитектор «подарил» здание родному институту

В заключение стоит упомянуть еще один проект, выполненный под руководством Зуева – а именно его «родной» институт «Днепрогражданпроект» . Этот «подарок» архитектора появился также в 1970-х годах. Здание, поставленное торцом к Набережной, у Нового моста, отлично просматривается со многих точек. Несмотря на существенное повышение этажности в этом районе в последние два десятилетия, здание института «Днепрогражданпроект» до сих пор остается важным архитектурным акцентом предмостовой части.

Стоит отметить, что судьба в целом была благосклонна к архитектору. При жизни Владимир Зуев имел счастье получить творческое и государственное признание. Он был награжден рядом профессиональных и государственных наград, о которых говорилось выше. А в 1980 году получил звание «Заслуженный архитектор Украинской ССР». Архитектор ушел из жизни 7 июня 1986 года в Днепропетровске.

***

Владимир Зуев стал одним из знаковых зодчих нашего города периода 1960-1980-х годов, когда шел наиболее интенсивными темпами процесс его застройки и превращения в мегаполис. Архитектор прекрасно владел различными стилевыми приемами. Он начинал проектировать в стиле «сталинский ампир», но получил широкую известность, работая в «минимализме» 1960-1970-х годов. Здания, созданные архитектором Зуевым, хорошо знакомы тысячам горожан», - завершает Максим Кавун.

Gorod.dp.ua на Facebook.


кутькин евгений  (18.05.19 13:01): таких архитекторов как Зуев В. А. в Днепре больше нет. Остались одни рисовальщики, по проектам которых могут строить только спецы строители внося свои конструктивные предложения в нарисованную идею Г А Па (рисовальщика) Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
50
лет дворцу культуры «Шинник»

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте