Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
пт, 22 ноября 2024
09:16

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Тайны Днепра: первый главный архитектор Екатеринослава

|«« «« »» »»|

Городской сайт продолжает раскрывать тайны биографий знаменитых архитекторов нашего города, - как забытых, так и не очень. Мы уже рассказывали об архитекторах Григории Панафутине, Дмитрии Щербакове, Дмитрии Скоробогатове. Сегодня мы вспомним знаменитого архитектора Ивана Старова.

Именно он в конце XVIII века стал автором генерального плана Екатеринослава, спроектировал сетку центральных улиц. Создал проект Потемкинского дворца – первого каменного здания нашего города. Наконец, именно он придумал идею главного городского проспекта, который на его планах называется «Большая дорога».

Как сын простого диакона стал крупным столичным зодчим и любимым архитектором князя Потемкина? Какие идеи заложил архитектор в генплан нового Екатеринославаа? Существует ли в генплане Екатеринослава масонский след? Каким задумал Старов главный проспект? Что из задуманного архитектором осуществилось, а что было забыто? Загадки истории раскроет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

Любознательный сын диакона стал академиком архитектуры

« Блестящий архитектор второй половины XVIII века специализировался на создании резиденций вельмож и величественных храмов, - рассказывает Максим Кавун. - Работал он, главным образом, в Санкт-Петербурге и его окрестностях. С легкой руки своего покровителя Григория Потемкина, Иван Старов оказался на Юге, где проявил себя и как выдающийся градостроитель.

Иван Егорович Старов родился 5 февраля 1744 г. в Москве. Будущий известный зодчий отличался незнатным происхождением. Больших высот он добился в жизни только благодаря собственному таланту. Мальчик родился в церковной семье. Отцом его был диа кон . Скорее всего, мальчика ждало религиозное образование и церковное будущее.

Сначала Ивана отдали в духовную школу. Однако затем по желанию родителей Иван начал получать светское образование. В 1755 году он поступил в гимназию при только что основанном Московском университете – первом и единственном на тот момент университете Российской империи.

Едва начав образование, молодой человек показал склонность к искусствам. Церковная карьера сразу отошла на второй план. В 1756 г. Старов учится уже в гимназии при Академии наук в Санкт-Петер бурге. После окончания гимназии Старов, видимо, обнаружив в себе непреодолимую тягу к искусствам, решил продолжить обучение по выбранной специальности. В 1758 г. он поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге.

В Академии художеств Старов показал отличные знания. Он стал вторым в истории Академии выпускником, получившим золотую медаль. Медаль эта, кроме морального поощрения, давала право на длительную стажировку по ведущим странам Европы. Для начинающего архитектора – это обязательное условие профессионального становления. Поездка в Европу – возможность увидеть основные шедевры архитектуры от античности до классицизма. Кроме золотой медали, молодому архитектору вручили… шпагу – символ того, что он возведен в дворянское сословие.

В 1762 году Иван Старов, которому было 17 лет, отбыл на стажировку в Париж. Архитектурная стажировка заняла в общей сложности шесть лет: пять лет во Франции и один год – в Италии. Здесь архитектор изучал главнейшие шедевры европейского зодчества.

Во всей Европе и в Российской империи в это время господствовал стиль классицизм. В программу стажировки входило изучение античных древностей, особенно архитектуры Древнего Рима. В Риме, например, Старов детально описал основные памятники древней архитектуры – Колизей, форумы, термы, арки и другие.

Возвратился Иван Старов в Петербург в 1768 году. Бесценный опыт, полученный в процессе стажировки, соединенный с недюжинным талантом, быстро дали о себе знать. В том же году Старов выполнил проект на соискание звания академика архитектуры. Это был проект здания Сухопутного шляхетского корпуса . Звание академика было присуждено. Затем два года Старов был архитектором «при постройке» этого здания. Это была первая большая работа архитектора.

Секрет успеха: талант архитектора и удачная женитьба

Возвратившись на родину, и получив звание академика архитектуры, Иван Старов сразу же вошел в круг успешных столичных архитекторов. Получив блестящие знания главных тенденций в европейской архитектуре, он с успехом конвертировал их на российской почве.

Европейский классицизм был основан на заимствовании античных идей. Этот стиль как нельзя лучше подошел к стилю правления Екатерины II. Авторитарное правление императрицы и активная внешняя политика нашли удачное отражение в строгом и монументальном облике большинства главных сооружений двух столиц – Санкт-Петербурга и Москвы, в развитии других больших и малых городов.

В 1772 году для Старова пришло новое и очень ответственное назначение. Старов стал членом «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». Это был главный орган, занимавшийся координацией градостроительных мероприятий по всей территории Росс ийской империи .

Семидесятые – восьмидесятые годы XVIII века стали временем расцвета творческой деятельности Ивана Старова.

Архитектор прославился, прежде всего, на поприще усадебного строительства. В начале 1770-х годов Старов спроектировал и построил роскошные усадьбы в Богородицке и Бобриках в окрестностях Тулы. Удачное выполнение этих заказов закрепило привилегированный статус архитектора.

В биографии Ивана Старова, кроме безусловного таланта, существовал и свой «маленький» личный секрет. Дело в том, что Иван Егорович удачно женился на Наталье Демидовой – одной из представительниц могущественного рода промышленников Демидовых, владельцев месторождений и промышленных предприятий на Урале. После этого заказы от Демидовых посыпались как из рога изобилия. Старов создал три усадебных ансамбля – усадьбы для своих шуринов братьев Демидовых в Тайцах и Сиворицах и дачу Демидова на Петергофской дороге. Под Москвой архитектор спроектировал великолепную усадьбу Никольское-Гагарино.

Одновременно с заказами на загородные дома Старов проявил себя и как крупный мастер церковного зодчества. Ему доверили строительство Троицкого собора Александро-Невской лавры в Петербурге . Эта лавра – один из самых почитаемых монастырей православия, посвящена великому князю Александру Невскому. Старов работал над строительством собора с 1774 по 1790 годы.

Целых 12 лет, с 1786 по 1798 годы, Иван Старов главный архитектор ведущего архитектурного органа Российской империи – «Конторы строений ее императорского величества домов и садов». Фактически это был главный придворный архитектор. Он возглавлял работы в Зимнем дворце, Мраморном, Аничковом, Чесменском дворцах в Петербурге.

Любимый архитектор князя Потемкина

В жизни Ивана Старова была лишь одна относительная неудача. Вершиной его архитектурного таланта должен был стать проект колоссального усадебного комплекса Пелла под Петербургом, предназначенного для Екатерины II. По размеру проект усадьбы соперничал с Царским Селом. Однако та усадьба так и осталась недостроенной до смерти Екатерины II. А сын императрицы Павел I, вступив на престол, вообще повелел разрушить здание, что и было сделано.

Однако эта неудача была с лихвой компенсирована успешной деятельностью Ивана Старова под покровительством Г.А. Потемкина. Пиком успеха архитектора стало именно сотрудничество со всесильным фаворитом и тайным мужем Екатерины II Григорием Потемкиным. Сначала архитектор блестяще исполнил проекты многих владений Потемкина – увеселительный дом в усадьбе Озерки, дворец в Осиновой Роще. При этом, работая для Потемкина, Старов применял не только свой любимый стиль классицизм, а позволял архитектурные эксперименты. Очень оригинален замок-резиденция Светлейшего князя в Островках на Неве в готическом стиле.

Потемкин остался очень доволен работами зодчего. Князь поручил ему спроектировать свою главную резиденцию в Петербурге – Таврический дворец . Иван Старов задумал величественное протяженное здание с большим куполом. В 1782-м году началась работа над проектом дворца. А закончилось строительство в 1787 году, как раз в год основания Екатеринослава на Днепре. Именно в этот год, после своего путешествия на Юг, Екатерина II присвоила Потемкину титул «князь Таврический». На этой волне Старов и был привлечен Потемкиным к проектированию Екатеринослава.

Иван Старов в роли градостроителя

После строительства Таврического дворца в Пе тербурге Иван Старов стал фактически «личным архитектором» Г. А. Потемкина и строил во всех его владениях. В восьмидесятых годах XVIII века Старов много работал на Юге, особенно в Херсоне и Николаеве. В Николаеве он выполнил проект планировки города, проекты собора, магистрата и каменных лавок.

Самая интересная работа на Юге ждала Старова в Екатеринославе, которому Потемкин прочил будущее «третьей столицы» Российской империи. Заложенный на левом берегу Днепра в 1776 г., город с 1784 г. начал развиваться на правом берегу (современный исторический центр Днепра).

Вопреки стереотипу, первый генеральный план Екатеринослава на Днепре разработал вовсе не Иван Старов. Первый генплан был утвержден в октябре 1786 года, а автором его был французский архитектор Клод Геруа . Этот план предполагал строительство величественного города на огромной горе в излучине Днепра. В центре должны были возвышаться огромный Преображенский собор и Соборная площадь. Этот план отличался гигантоманией и вскоре был отклонен.

После официального основания Екатеринослава на Днепре 9 (20) мая 1787 года, Потемкин срочно привлек к проектированию города Ивана Старова. Летом 1787 года архитектор впервые посетил место строительства. Первым зданием в городе стал дворец князя Потемкина, сооруженный по проекту Старова в 1787–1789 гг. (ныне Дворец культуры студентов ДНУ).

Генеральный план Старова – матрица развития Екатеринослава

Какие градостроительные идеи заложил Иван Старов в генеральный план Екатеринослава? И почему екатеринославская резиденция князя Потемкина не разделила удачную судьбу петербургской?

Иван Старов разработал два варианта генерального плана Екатеринослава. Первый вариант утвердил князь Потемкин 22 марта 1790 г. в городе Яссы, а второй, усовершенствованный, – императрица Екатерина II 23 февраля 1792 года в Санкт-Петербурге. На документе она написала «Быть по сему». Копия с этого плана находится в Днепропетровском национальном историческом музее, в зале № 3.

Старов блестяще реализовал идею Потемкина построить импозантный столичный город в стиле лучших европейских городов XVIII века. Екатеринослав запланирован в стиле классицизм – исключительно как сеть кварталов правильной геометрической формы.

Городской центр Екатеринослава запланирован на обширной горе в излучине Днепра (современный нагорный центр). Старов придал застройке на всем холме пятиконечную форму и окружил ее широким бульваром.

Кроме того, Екатеринослав задуман как «открытый город». Вместо типичных для средневековья мощных укреплений, город окружала сеть хорошо спланированных бульваров. Это было абсолютно новое слово в европейской архитектуре того времени.

Общественный и сакральный центр Екатеринослава расположился на вершине холма (Соборной горы). Здесь запланированы главная площадь с Преображенским собором – прообраз будущей Соборной площади. Три луча улиц сходились к другой полукруглой площади в северо-восточной части холма (современная пл. Шевченко), которую завершал дворец Г.А. Потемкина.

Еще одна важная деталь плана Старова. По оси главного холма Екатеринослава должен был пройти проспект шириной 60 саженей – «Гульбище Средней улицы». Ныне чуть восточнее этой линии проложен проспект Гагарина . Это «Гульбище Средней улицы» многие ошибочно отождествляют с нынешним главным проспектом – имени Яворницкого. Хотя на плане Старова так назван именно проспект в нагорной части.

Главная загадка генплана Старова: «масонский» треугольник

Интересно отметить, что кроме оригинальной планировки нагорной части с лучевой системой улиц, центральная часть Екатеринослава в плане решена как гигантский треугольник.

- Впервые на этот планировочный треугольник я из и сследователей обратил внимание еще в 2006 году в одной из статей, - отмечает Максим Эдуардович Кавун. - На генплане Старова мы видим явно не случайную увязку в единую символическую систему главных улиц и сооружений. Вершиной треугольника является дворец Потемкина. А в центре этого визуального треугольника находится Преображенский собор. Вся эта символическая схема действительно очень напоминает «масонский треугольник» Лучезарную Дельту (в просторечии называемую «глаз»). Если учесть, что сам Старов был масоном (как и большинство его коллег-архитекторов в XVIII веке), а Екатеринослав задумывался в рамках культурной концепции эпохи Просвещения, испытавшей огромное влияние масонства, то можно предположить скрытый символический смысл градостроительной концепции Старова. Однако не сегодня никаких документов конца XVIII века, объясняющих символику генплана Старова, пока не обнаружено. Поэтому остается ограничиваться только предположениями.

Потемкин предполагал отдать под основную застройку только нагорную часть. Но еще одна пророческая идея архитектора Старова заключалась в том, что он предложил заселить и окружающие низинные районы. В его проекте впервые спланирован район приднепровской части – нынешний деловой и торговый центр Днепра (кварталы в районе ЦУМа).

Старов прекрасно знал о трудностях с водоснабжением нагорной части, и фактически предугадал, что развитие города сначала будет происходить не на горе, а в низинной части. Так и произошло – до середины XIX века город развивался в районе современных улиц Воскресенской, Литейной, Баррикадной и других.

Благодаря гениальным способностям Старова, генеральный план 1792 года стал основой всего дальнейшего планировочного развития города.

Архитектурный отец главного проспекта

Основа генплана Ивана Старова – это две планировочные оси, пересекающиеся под прямым углом . Здесь зодчий заимствовал главный принцип древнеримского (!) градостроительства. Две тысячи лет назад большинство городов Древнего Рима формировались пересечением двух главных улиц, называвшихся «кардо» и «декуманус». На плане Старова пересекаются «Гульбище Средней улицы» и «Большая дорога». Дорога эта – линия будущего Екатерининского проспекта, впоследствии проспекта Карла Маркса, а ныне проспекта Яворницкого.

Впервые линия будущего проспекта появилась на первом варианте генплана Старова 1790 года. Широкая магистраль начиналась на горе, шла параллельно Днепру, соединяла нагорный и прибрежный районы и дальше двигалась к западу, в направлении Новых Кайдак. На генплане 1792 года эта магистраль превратилась в «Большую дорогу». Эта градостроительная ось «большой дороги» стала главной осью развития Екатеринослава. Ось задала направление структурного развития города вдоль Днепра в течение всего ХІХ века.

Потемкинский дворец: загадки первого здания Екатеринослава

Иван Старов спроектировал первое каменное здание Екатеринослава – Потемкинский дворец. Летом 1787 года, когда на главной горе только основали собор, и еще возвышалась трава высотой в полтора метра, в северо-восточной части холма было выбрано место и стали возводить дворец. Дворец строили два года и окончили в целом в 1789 году. Однако меблировка продолжалась до 1791 года.

Старов задумал на холме протяженное здание длиной около 150 метров. Дворец состоит из трех частей, с доминирующей центральной частью. Он ориентирован на панорамное восприятие с двух сторон – приднепровской и городской. До 1950-х годов главный фасад дворца выходил прямо на площадь, и только затем часть территории была прирезана к парку.

Со строительством дворца связано много загадок. Главная загадка – как выглядел дворец при Старове.

- Больше двадцати пяти лет я занимаюсь архивными поисками, связанными с историей основания и строитель ства Екатеринослава, - рассказывает Максим Кавун. - В том числе ищу документы Потемкина и Старова, связанные с проектированием. К сожалению, пока не удалось обнаружить ни одного чертежа дворца, подписанного самим архитектором. Имеется только чертеж 1810-х годов из архива в Санкт-Петербурге, подписанный архитектором Насеткиным, который, как считается, выполнен с натуры. Дворец на этом чертеже похож на знакомый облик, только менее масштабен. В 1952 году реконструированный дворец открыли в другом виде, близком в «сталинскому ампиру»: увеличили на этаж в центральной части, пристроили двухэтажный шестиколонный портик с огромным фронтоном, которого не б ыло у Старова .

Еще одна загадка связана с подземными ходами вокруг дворца. Многие десятилетия эта загадка тиражируется в СМИ в самых разнообразных вариациях.

- История с подземными ходами возле дворца Потемкина имеет реальную историческую подоснову, - полагает Максим Эдуардович . - Подземные ходы реально имеются, их минимум дважды фиксировали в XIX – начале XX веков. Однако отмечу, что в ходе поисков в архивах не удалось также обнаружить ни одного чертежа данных ходов. В московском архиве мне удалось обнаружить только одно интересное письмо Старова к Потемкину 1790 года, в котором он советуется с князем, какие павильоны проектировать на Монастырском острове, который планировался как часть английского парка. В то же время , вероятно, если подземные ходы уст роены одновременно с дворцом, их проектировал также Иван Старов .

Творение архитектора Старова постигла тяжелая судьба. Во дворце никогда не была Екатерина II. Не успел его посетить и сам хозяин (вопреки сказкам, повторяющимся во многих СМИ). Потемкин, большую часть времени проводивший на Юге, собирался посетить Екатеринослав и свой дворец в декабре 1791 года. Однако, как известно, князь скоропостижно скончался в октябре 1791 года в бессарабской степи.

Дворец Потемкина и уникальный английский парк подверглись разграблению, и треть века находились в запустении. Однако затем власти стали постепенно возвращаться к уникальному градостроительному наследию Старова. В 1830-х годах был восстановлен Потемкинский дворец, он был передан Екатеринославскому дворянству, назывался «Дом дворянского собрания» до 1917 года.

В Днепре нет памятника архитектору, но есть улица и сквер

Иван Старов, несмотря на талант, многим был обязан покровительству всесильного князя Потемкина. Поэтому, когда Потемкин скоропостижно умер в 1791 г., главные идеи архитектора по строительству Екатеринослава были заморожены.

По иронии судьбы, сам генеральный план Екатеринослава, разработанный Старовым под непосредственным руководством Потемкина, был утвержден через пять месяцев после смерти князя, в феврале 1792 года. В целом реализация основных градостроительных идей Старова заняла около 100 лет!

Иван Старов пережил князя Потемкина еще на 17 лет. Архитектор умер в почете 5 (17) апреля 1808 года, оставив после себя семерых детей. Пятеро сыновей: Александр, Петр, Павел, Михаил, Иван, и две дочери: Наталья и Анастасия. Четыре сына стали архитекторами.

На могиле Ивана Старова в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге возвышается скромный обелиск, увенчанный погребальной урной и монограммой «IS». Надпись: «Статского советника и кавалера Ивана Егоровича Старова строителя церкви Александроневской Лавры в Царствование Великия Екатерины Вторыя. Представился 1808 года в первый день святыя Пасхи. Жития было 64 года и 2 м».

Династия Старовых существует и по сей день.

В Днепре нет хотя бы небольшого памятника Старову или мемориальной доски. Хотя настоящим памятником архитектору стала сама планировка центральной части города, главный проспект и величественный дворец. Кстати, генеральному плану Екатеринослава Ивана Старова в 2017 году исполнилось ровно 225 лет.

Зато еще в советское время в городе появилась улица Старова. Правда, находится она в поселке Мирный, улицам которого «повезло», многие названы в честь великих архитекторов – Баженова, Росси, или в честь великих композиторов – Штрауса и Паганини. Так что Иван Старов «попал» в неплохую компанию, хоть и довольно далеко от своих творений.

В 2015 году название «сквер Ивана Старова» получил ранее безымянный сквер, охватывающий все пространство Соборной площади, вокруг Преображенского собора. Таким образом, хоть и через 225 лет, имя архитектора увековечили в историческом центре нашего города, в значительной мере созданного им.

- Думается, на Соборной площади или на одном из бульваров нашего города, может быть создан комплекс небольших памятников-бюстов с названием «Аллея зодчих». Здесь можно было бы разместить, допустим, 20 изображений выдающихся архитекторов, создавших наш город таким, каким мы его любим. От Старов а до Ниринберга – предлагает Максим Эдуардович Кавун.

Архитектор Старов прожил долгую жизнь, прекрасно реализовался в профессиональной сфере, и умер в достатке и почете. Это история успеха для сложной профессии архитектора. Однако Старову удалось даже то, о чем только мечтает большинство архитекторов – он распланировал целый город.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Мила  (15.01.18 16:08): Максим Эдуардович спасибо Вам за статью - приятно читать и открывать для себя забытую историю города! Ответить | С цитатой
Стоик  (14.01.18 15:15): Стоит отметить что дворец Потемкина на открытке и гравюре, имеют лишь внешние сходство!
1. На гравюре видно что пристройки к центральному зданию отличаются от тех что на открытке. Так же конфигурация крыши.
2. На гравюре отсутствуют дымоходы у боковых зданий.
3. Обратите внимание на ландшафт! На гравюре видно на заднем плане река, котороя находится почти на одном уровне с дворцом, а так же красуются горы! Из этих наблюдений напрашивается вывод - это другой дворец и в другом месте.
Приписываемые И.Страрову проектировку подземных ходов сомнительны. Это другая категория проектировщиков. Без исследовательских работ могу лишь предположить что подземные ходы строили и пользовались ими, Духовенство Преображенского Собора и ограниченный круг Дворянства. О результатах исследования узнаете позже.
Ответить | С цитатой
Стоик  (13.01.18 19:33): Буду краток. Экскурс очерк - не без различный и объективный! Между строк, не хвотает в команде В.Городченко! (Ни чего личного)!,всего лишь здравый патриотизм, города, в котором мы живём. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
влад  (13.01.18 11:03): и потому в честь одного из первых архитекторов города названа малюсенькая улочка непонятно где,да еще и не факт что в честь него ))) а вот название улиц в честь непонятно кого и за какие заслуги у нас в городе оргомное колчество Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
50
лет дворцу культуры «Шинник»

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте