|«« | «« | »» | »»| |
В беседе с архитектором Днепра, кандидатом наук Сергеем Полюшкиным Городской сайт выяснял подробности и перспективы реконструкции парков имени Володи Дубинина и Писаржевского в Днепре, разбирался в секретах «краснодипломной» семьи и вместе с собеседником учился восхищаться прекрасным.
… 45 лет. Если для женщин это – ягодно-сочный возраст, то для мужчин – время прихода осмысленной зрелости, когда уже многое знаешь и еще много можешь. Мы в данном случае – об архитектуре и творчестве. Наш собеседник – на пороге как раз такой даты.
Перед встречей с Сергеем Полюшкиным взгляд зацепился за штрих его биографии: учился в средней школе №2 города Днепропетровска на ул. Ю. Савченко.
- Как же вас, уважаемый, в архитектуру занесло, если все детство прошло под романтический вой пожарных, мчащихся на спасение человечества?
- Посередине моего утреннего пути до школы в 7:45 и обратно после группы продленного дня 17:00 (шесть дней в неделю) действительно расположена пожарная часть. Но, наверное, в пожарники я не пошел, потому что заканчивал другую школу, 58-ю – она расположена напротив «Озерки», - смеется Полюшкин в ответ. – А торговать я никогда не мечтал. С другом детства, тоже ставшим архитектором, Сергеем Филимоновым мы грезили героикой ВДВ. Тренировались в военно-патриотическом клубе «Кристалл». Но впоследствии у меня диагностировали близорукость, и мечта о военной карьере оказалась не реализована.
- Из десантников в архитекторы – серьезно вы сменили курс!
- На самом деле курс на архитектуру начался с поступления в Днепропетровскую детскую художественную школу. Там я полюбил рисовать на всю жизнь. Потом, перед поступлением, пошел на подготовительные курсы по рисунку и композиции ДИСИ – там умение отшлифовали. И в 1989 году я уже – студент архитектурного факультета, специализация - градостроительство.
- Не единожды от состоявшихся архитекторов слышал, что должны пройти годы, прежде чем эта профессия раскроет всю свою прелесть, красоту… Когда вы себя ощутили состоявшимся Зодчим?
- Я бы воздержался от романтических определений. Архитектор – одна из тяжелейших профессий. Особенно сейчас, когда объекты надо реализовывать в жесткой конкуренции с коллегами, учитывая постоянные изменения в законодательстве. В советское время было намного проще: получил свое место в проектном институте или мастерской, тебе дают заказы, ты получаешь фиксированную зарплату…
- И как вы завоевывали свое место под солнцем?
- Когда я с «красным» дипломом в 1999 году пришел к главному архитектору Днепропетровска Игорю Валентиновичу Богданову (сейчас это – главный архитектор нашей области), он сразу сказал: «Берем в ГлавАПУ». Спустя небольшое время, в 26 лет, я уже был назначен на должность ведущего специалиста по городскому дизайну - главным художником города. Кстати, самым молодым в Украине на этой должности! И проработал около девяти лет, пока «наследник» Богданова не упразднил эту должность.
- А, так вот откуда начинается история всяких граффити на заборах города и другая наглядная агитация!
- Как раз творчество в работу главного художника города и не входило. Мой предшественник в этой должности Алексей Пироговский говорил: «Пока не подпишу выкраски, никто не красит». Вот и я в основном «подписывал»… Согласовывал элементы благоустройства, покраски фасадов, размещение рекламных конструкций, вывесок. Сейчас эти вопросы во многом отданы на откуп заказчиков – изменилось законодательство, функции ГлавАПУ… А душу я отводил в творчестве.
- Увлечения у вас – творческие: акварель, лепка из пластилина. Они – родом из детства?
- Всё у нас в жизни родом из детства… И пластилин – в том числе. С этим материалом меня учили работать еще в художественной школе. В строительном институте – с похожей по свойствам - скульптурной глиной. Всплеск моего активного интереса к пластилину произошел в 2015 году, когда с дочерью Вероникой участвовали в конкурсе на проекты реконструкции площади Петровского и создание памятника Небесной сотне. Так в мои руки снова попал пластилин, с которым я не захотел расстаться даже после окончания конкурса. И началась творческая ломка: проходя по супермаркету, я не могу не купить пачку пластилина. Для своих работ я использую как обычный пластилин, так и скульптурный. Если смешать все разноцветные бруски – получается однотонная пластилиновая масса. Пластилин еще можно подвергать температурной обработке в кипятке, чтобы он не был слишком жирным.
… Все пластилиновые миниатюры, каждая из которых может легко разместиться на ладони, их автор условно разделяет на три тематических направления. Это женские образы – нежные и грациозные, с плавными линиями стройных тел, как будто стремящихся к полету. Следующий раздел – казацкий. К этой теме Сергея Полюшкина, по его словам, подтолкнули воспоминания о давнем сотрудничестве с известным днепропетровским скульптором Владимиром Наконечным, который в свое время создал серию работ «Казак Мамай». А третья тема – сказочная. Это и Хома Брут из гоголевского «Вия», и сам Вий – такой, каким его представляет автор скульптуры. А еще всевозможные чертики, жабы, зайцы и придуманные самим автором существа – например, СЛОНОГЛОТ обыкновенный, который внешне напоминает удава, проглотившего слона из любимого произведения Антуана де Сент-Экзюпери - «Маленький принц».
- За несколько месяцев я «наваял» несколько десятков скульптур, - улыбается Сергей Полюшкин. - И в первый раз почувствовал, что такое мышечная боль в пальцах. Постоянная лепка заставила меня переработать более 150 пачек пластилина – минимум по две на каждую работу. Я даже вылепил памятник пластилину!.. В том же 2015 году прошла вызвавшая интерес у горожан выставка в Доме искусств.
- В упомянутом конкурсе вы участвовали вместе с дочерью Вероникой. У вас складывается архитектурная династия?
- Как мы шутим, у нас на семью – четыре красных архитектурно-строительных диплома. Мой. Жены Ольги, которая работает дизайнером-конструктором. Старшей дочери Вероники, которая закончила архитектурный факультет нашей академии строительства и архитектуры с двумя красными дипломами – бакалавра и магистра. Сейчас она работает вместе со мной в ООО «Арела-Стройинвест». Младшая дочь Александра тоже была увлечена архитектурой. Но с прошлого года в ее судьбе начала проявляться вторая сторона отцовских генов. Я раньше активно занимался фехтованием, плаваньем, бадминтоном. А Саша заразилась байдарками, и если спорт ее затянет всерьез, буду только рад.
- Позвольте вернуться к архитектурным проектам. Упомянутый Дом искусств. Офисно-отельный комплекс на Рабочей, 3. Супермаркет «Цент» на Донецком шоссе. Это – лишь часть не реализованных ваших проектов. О них душа болит?
- Проекты – как дети: выходят и дальше живут своей жизнью. У упомянутых оказалась пока что нереализованная жизнь. Архитектор формируется к 40 годам. Думаю, что я буду гордиться теми проектами, которые еще впереди. Сейчас погружен в проекты реконструкции здания по просп.Пушкина, 55, парков им. Володи Дубинина и парка им. Писаржевского.
- О перспективе реконструкции этих парков Городской сайт уже писал. Как продвигаются проекты?
- Парку Володи Дубинина – ровно 50 лет, и поскольку им никто не занимался, среда активно разрушалась. Месторасположение парка – сложное, его территория зажата объектами типовой застройки низкого архитектурно - художественного качества с одной стороны и частной застройкой с другой. При разработке проекта мы постарались максимально использовать потенциал рельефа территории парка. Дать новое инженерное обеспечение. Убрать поверхностные воды, изменить освещение, сделать клумбы, красивые уголки отдыха, которые станут местом проведения камерных фестивалей и выставок. Установить в парке видеонаблюдение, которое хоть отчасти обезопасит парк от вандалов. Проект, который разрабатывал вместе с талантливыми архитекторами Днепра Светланой Пикаш, Анной Колодий, Ириной Корецкой и Еленой Линецкой, уже прошел экспертизу. Вот-вот будет выставлен на Прозорро. Как только определят победителя этого конкурса, сразу начнутся строительные работы. Думаю, это случится уже в сентябре этого года. Задача – до октября 2018 года завершить реконструкцию парка Володи Дубинина.
- А каковы перспективы преображения парка им. Писаржевского? С этим объектом работать легче или тяжелее?
- Легче. Потому что и площадь гораздо больше, 8,2 гектара, – есть где размахнуться. И парк плоскостной, уже разбит на условные планировочные зоны. Наша задача – вдохнуть новую жизнь и изменить качество парковой среды. По заданию заказчика парк условно разделен на три зоны. Начать работу планируем с северной части – с «Сосенок» и до спортплощадок включительно. Второй этап – южная часть парка, третий - благоустройство центральной мемориальной части. В составе элементов благоустройства фонтаны, клумбы, скамьи, покрытие и элементы благоустройства европейских стандартов. Мечтаем создать условный парк «Науки и ученых», в который современными объектами искусства образность привнесут коллеги. Это – проект 2018 года.
- А что еще в ваших планах?
- Есть проработки сквера Кирилла и Мефодия возле 100-го лицея. С администрацией Соборного района работаем над перспективой реконструкции Севастопольского парка.
- В нашем городе заявляется немало интересных проектов, но далеко не все из них реализуются. Вас это не смущает?
- Нет. Идеи фантастов тоже многим сначала казались сказками, но многие из них через 20-30 лет воплощались в жизнь. Как было сказано - если человек не мечтает о великом, ему и малое недоступно.
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Критиковать всегда легче. Проект интересный. И архитектор, мне кажется, чувствует и любит наш город. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1