|«« | «« | »» | »»| |
После того, как историки Днепропетровщины обратились к местным властям с предложением изменить летоисчисление областного центра с 1776 на 1524год, внимание к возможному лишения города имперского мифа обратили не только общество, но и желающие попиариться на этой теме, потребовав материальных аргументов ее обоснованности.
Поэтому на наиболее распространении вопросы отвечает один из инициаторов обращения - директор Института истории Днепра, доцент ДНУ Олег Репан.
- Олег, следовательно одним из оснований к обращению ученых стала резолюция десятой обласной историко-краеведческой конференции «История Днепровского Надпорожья», которую в конце апреля провел Днепровский национальный университет имени О. Гончара, участие в которой приняли ученые из разных городов и местные краеведы. Что она собой представляет и имеете ли вы оригинал этой резолюции с живыми подписями участников?
- Конечно, это никакая не профанация - в научном мире такие вещи недопустимы. Резолюция конференции была принята на итоговом заседании 21 апреля 2017 года путем голосования. Эта резолюция с подписью председательствующего, профессора Свитленко С. И., была направлена в горсовет. На этой же конференции было принято обращение к городскому голове и горсовету, открытое для подписания учеными. Теперь имеем более 30 подписантов. Конечно, это живые подписи участников, свидетельствует фото документа. Оригинал тоже могу продемонстрировать обществу.
- Ваши оппоненты ставят под сомнение, а на самом ли деле существуют доказательства существования казацкого или еще какого города с 1524 года?
- Значит, именно вопрос формулируется некорректно. Речь идет не о городе, а о поселении, из которого вырастает город. Неопровержимые доказательства существования такого торгового поселения дают раскопки, которые проводили археологи ДНУ (в том числе один из оппонентов историков п. В. Векленко) с начала 2000-х годов. Перевоз, согласно находок золотоордынских монет, функционирует здесь с конца XIV в. Однако непрерывный культурный слой с этого времени не фиксируется, что не позволяет научно корректно датировать возникновение постоянного поселения со времен Золотой Орды. В то же время четко прослеживается (монеты 1509, 1547, 1580-90-е гг., Товарные пломбы 1524, 1525 гг., Массово монеты XVII в.) существование поселения Самарь в XVII-XVIII вв. Четким подтверждением существования такого поселения является исследованый в 2012 г. фрагмент улицы (3 здания, раскоп 8), жизнь на котором датируется серединой XVI-XVII вв., и исследования 2017 года, которые фиксируют на другом участке закрытые комплексы, которые функционировали в 1610 -1630-х гг. К XVII веку относится кабак у перевоза, который прекратил свое существование в 1688.
- То есть основанием для передатировки можно считать находку одной единственной товарной пломбы 1524 года? Кстати, когда она была обнаружена?
- Такая пломба была обнаружена в 2001 году во время плановых исследований сотрудником НИЛ «Археологии и истории Приднепровья» ДНУ им. О. Гончара Шалобудова В. М. Если бы такая пломба была единичной, это действительно могло бы быть поставлено под сомнение, как датирующей находка. Однако в 2009 году во время стационарных археологических исследований было найдено пломбу идентичного происхождения, только датированную годом позже - 1525 годом. Такими пломбами запечатывали товары (например, длинный свиток сукна), для обеспечения их качества. Наличие таких пломб на Старой Самари подтверждает международный характер торговли. Приведу цитату из статьи В. Векленка и М. Нэсправы «Археологические памятники как источники локальной истории (на примере Богородицкой крепости)», 2009 год.
«...торговые пломбы сообщают о товарообороте в нижнем Присамарье в первой половине XVI века».
В другой статье (в соавторстве с И. Ковалевой и В. Шалобудовым), посвященной археологическому решению дискуссии относительно расположения городка Самарь и Богородицкой крепости, В. Векленко подтверждает важность пломбы 1524 для датировки именно казацкой Самари. Заметим, что и в дальнейшем на территории г. Самарь фиксируются товарные пломбы - например, с г. Гданьска 1605 года, голландского г. Гельдерн и тому подобное.
Для того чтобы подробнее разобраться с материальными и методологическими аргументами, откуда начинать отсчет г. Днепр, предлагаю обществу ознакомиться с публикацией в «Український тиждень» №23 (499) от 8 июня 2017 - «Оседлать потоки: как возник город Днепр» и сформировать собственное отношение к этому вопросу. Ведь настоящие историки-ученые только предоставляют основательные факты, но определиться с возрастом города должна сама община.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Простой вопрос: На каком расстоянии находился предполагаемый "мощный" городок Самарь находившийся на переправе от заложенного позднее ненавистной для нью -историков типа Репана москалька Екатерина? С какого момента вошло место, которое занимал Самарь, когда он спустя века вошел в черту нынешнего Днепра? И теперь его называют местом основания нашего города? А почему это не поселение Половица, которое было гораздо больше Самаря? А может по моменту строительства ляхами крепости Кодак внести в этот историческую игру? Хватит , ребята, играться! Проведите обширные раскопки на территории ближней к центру нынешнего города. А то так ведь и Каменское можно отнести так к месту возникновения Екатеринослава( пардон, Днепра!). Пусть простят меня жители этого славногоА таких пломб и монет можно найти и в разных местах нынешнего мегополиса! Угомонитесь Ответить | С цитатой