...Известный московский цирк Ж. А. Труцци приехал в Екатеринослав весной 1915 года. Свои представления он давал на Озерной площади, в цирке, который и по сию пору стоит напротив Центрального рынка, называемого в народе Озеркой. Место возле рынка всегда было оживленным, многолюдным, посему расчет циркачей был правильным – здесь без зрителей не останешься.
И мальчишек, и взрослых привлекала реклама:
«В среду, 6-го мая дано будет большое разнохарактерное представление, состоящее из 3-х больших отделений.
Последние дни чемпионата.
Все борьбы решительные.
Разоблачение Черной маски или поражение коронованного короля борцов».
И вот настала заветная среда, 43 день чемпионата борцов, приехавших в Екатеринослав. Загодя было оповещено, что в тот день Иван Поддубный выступит против «Черной маски». Разве можно было удержаться от посещения столь многообещающего поединка? Вот екатеринославский зритель и повалил на разрекламированное «шоу».
Перед началом цирковой оркестр исполнил «народный гимн» - шла первая мировая война, поэтому ура-патриотизм был в чести. В начале одиннадцатого началось состязание. Первая пара – Поддубный против «Черной маски». Заинтригованный зритель не был разочарован: борьба продолжается целый час, противники не уступают друг другу. Наконец Поддубному удается прижать «Черную маску» к ковру.
В публике поднялся страшный шум. Со всех сторон раздавались крики:
– Долой маску!
Борец в «Черной маске» оказывается известным чемпионом Александром Гаркавенко. Спустя два дня, 8 мая 1915 года Иван Поддубный порадовал зрителей поединком с другим чемпионом - Иваном Заикиным. Это лишь один эпизод из богатой спортивной биографии знаменитого борца, начавшейся в Феодосии.
В 25 лет он приезжает в крымский город, где устраивается рабочим в фирму «Ливас». В это время Поддубный начинает увлекаться физическими упражнениями: занимается с гантелями, гирями, по утрам, после зарядки, бегает. В 1896 году Феодосию посетил цирк Бескоровайного. Каждый вечер Иван внимательно смотрел на атлетов, ломавших подковы, гнувших толстые металлические прутья, поднимавших гири и огромные шаровые штанги. Как всегда, в конце выступления атлет предлагал желающим повторить какой-либо трюк за денежное вознаграждение. Однажды Поддубный вышел на арену и попытался проделать некоторые элементы, но неудачно. А вот в состязании на поясах ему удалось победить почти всех борцов: не одолел он только гиганта Петра Янковского. В итоге Поддубному предложили несколько месяцев поработать в цирке атлетом.
В 1897 году Иван едет в Севастополь, где в это время гастролировал цирк Труцци. Поддубного берут в труппу борцов, которой руководил Георг Лурих, и вскоре он одерживает победу над всеми участниками труппы. Некоторое время Иван Максимович борется на поясах в цирке Никитина.
В 1903-м он получает приглашение от председателя Петербургского атлетического общества графа Георгия Ивановича Рибопьера. Поддубный был непобедим в поясной борьбе, а французскую (классическую) только осваивал. Ему дали тренера Эйжена де Пари и отвели на подготовку три месяца.
После упорных тренировок Поддубный отправился в Париж. Чемпионат проходил в «Казино де Пари». После одиннадцати побед Ивану Максимовичу предстояло встретиться с чемпионом Парижа и любимцем публики Раулем ле Буше, очень сильным двадцатилетним борцом. Поддубному в это время было уже тридцать пять.
Началась схватка. Иван чувствовал, что сможет одержать очередную победу. Но – удивительное дело: через десять минут соперник стал усиленно потеть и ловко выскальзывать из всех захватов. Потом выяснилось: Рауля перед схваткой смазали прованским маслом, что запрещалось правилами соревнований. Поддубный остановил борьбу и подал судьям протест.
Принятое арбитрами решение было странным: вытирать Рауля полотенцем через каждые пять минут. Несмотря на то, что предписание исправно выполнялось, француз продолжал потеть, что позволяло ему уходить от захватов. И судьи отдали победу Раулю ле Буше.
Поддубный решил взять реванш. Ну а пока он принимает участие в Московском чемпионате, где побеждает всех участников, включая Шемякина, Луриха, Янковского, и получает первый приз. Затем борется в провинции, и его выступления приносят циркам аншлаги. В 1904 году Поддубный принял участие в конкурсе силачей, где без специальной подготовки поднял на бицепсы штангу весом 120 килограммов.
В этом же году в цирке Чинизелли состоялся международный чемпионат по французской борьбе. Приехали выдающиеся спортсмены, в том числе чемпион мира Поль Понс, Никола Петров и Рауль ле Буше. Соревнования длились месяц. Вся петербургская знать заполняла в цирке ложи и первые ряды.
Поддубный шел без поражений. И вот – схватка с Раулем. На этот раз Иван Максимович так измотал противника, что тот признал себя побежденным. Поддубный выиграл первый приз и денежную премию в 55 тысяч рублей.
Он продолжал тренироваться. Соблюдал строгий режим. Ежедневно делал утреннюю зарядку, обливался холодной водой, занимался с гирями. Заказал себе металлическую трость, с которой ежедневно гулял. Не пил, не курил.
В 1905 году он едет в Париж на крупный международный чемпионат, где, одержав победу над сильнейшим борцом мира, датчанином Несом Педерсеном, «Железным Несе», получает приз в 10 000 франков и звание чемпиона мира. После этого Поддубного зовут на гастроли по всему миру.
Иван Максимович едет в Ниццу и одерживает первый приз. Далее следуют Италия, Алжир, Тунис, Германия, снова международные соревнования в петербургском цирке Чинизелли: атлет везде завоевывает первые места. Победив в очередном всемирном состязании в Париже, наш казак становится двукратным чемпионом мира. В том же году в Милане ему присуждают это звание в третий раз, в 1907-м в Вене – в четвертый, в 1908-м в Париже – в пятый, в 1909-м во Франкфурте – в шестой. В прессе его стали называть «чемпион чемпионов».
Следует сказать, что Поддубный никогда не шел на компромиссы. Даже за большие деньги не соглашался выступать по заранее намеченному сценарию, что нередко практиковалось в тогдашних цирках.
В 1910 году Иван Максимович женился, купил дом в своей деревне и попробовал жить спокойно, на лоне природы. Вот что писал о Поддубном в альбоме «Борцы» Иван Владимирович Лебедев в 1917 году: «Тот, который... ломал лучших мировых борцов без всякого сожаления и без малейшего стеснения. Силен был, что стихийный ураган. Из всех законов жизни знал один: «Homo homini lupus est («Человек человеку волк». – Н.Ч.) и твердо следовал его велению. В толчках – вне конкуренции. Если, бывало, противник особенно отчаянно сопротивляется, Поддубный обязательно ему на ногу в партере наступит. Страшен был не только для русских, но и для всех заграничных борцов: не бросит, так поломает. Теперь имеет мельницу и имение в родной Полтавской губернии и борется в ореоле прошлой великой славы. От роду ему 45 лет».
Но мысли о цирке не оставляли Ивана Максимовича, и, в конце концов, он возвратился на манеж.
В 1924 году Поддубный едет на гастроли в Германию, где одерживает победы над всеми соперниками, большинство из которых были моложе него. В 1925-м он отправляется в Америку, изучает вольную борьбу, в которой разрешаются захваты ног, подножки и приемы, проводимые ногами. Через месяц тренировок украинский силач принимает участие в соревнованиях в Нью-Йорке. Поддубный одного за другим укладывает на лопатки своих противников и получает титул «Чемпион Америки». После этого возвращается на родину и продолжает выступать на манеже до 1941 года.
В 1939 году Ивану Максимовичу было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР», а в 1945-м — звание «Заслуженный мастер спорта». Однако умер он в нищете и голоде: советская власть вспоминала о своей «гордости», только когда ее нужно было выставить на показ перед прессой и иностранными гостями.
Уже после своей смерти Иван Максимович послужил прообразом героя фильма «Борец и клоун» (1957). На родине Поддубного установлен мраморный бюст «чемпиону чемпионов», с 1962 года ежегодно проводятся международные соревнования по классической борьбе на приз имени И. М. Поддубного.
А в Днепропетровском историческом музее имени Д. И. Яворницкого отреставрирован и ныне выставляется для обозрения портрет украинского силача Ивана Поддубного кисти Николая Струнникова.
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
Павлоград, 1960-е гг. FAR*Man |