Годы выпуска: с 1970
Годы закупок в Днепропетровске: 1978-1993, 2006
В конце 60-х годов на заводе им. Урицкого (ЗИУ) приступили к разработке нового троллейбуса, призванного сменить выпускавшуюся тогда модель ЗИУ-5. Обтекаемые формы крыши, малая высота окон, хромированные бампера - неизменные атрибуты транспорта 50-х - начала 60-х годов - все это уже постепенно выходило из моды. Также требовала модернизации и техническая сторона. В 1970 появился первый прототип новой модели троллейбуса, по заводской нумерации моделей получившей индекс ЗИУ-9, в том же году усовершенствованная его модификация пошла в серию под названием ЗИУ-9А. Внешне эти троллейбусы отличались от последующих угловатыми надколесными арками. Но т.к. в то время еще выпускались ЗИУ-5, то многие города не спешили переходить на новую модель, в результате чего троллейбусы ЗИУ-9А оказались не столь многочисленными, как последующие модификации. В 1972 году были наконец сняты с производства ЗИУ-5, и тогда же запущены в производство новые троллейбусы ЗИУ-9Б. В 1973 г. им был присвоен новый индекс по общесоюзной нумерации моделей - ЗИУ-682Б, хотя неофициальное название ЗИУ-9 остается за троллейбусами этого модельного ряда до сих пор.
Первые 25 троллейбусов ЗИУ-682В (эта модель выпускалась с 1977 года) Днепропетровск получил в 1978 году. Их нумеровали шестым разрядом и присвоили таким образом 601-625. От последующих машин этой модели они отличались тем, что имели форточки во всех окнах. Следующие 20 ЗИУ-682В поступили в 1979 году и естественно получили 626-645. В 1980 году было наконец открыто троллейбусное депо 2 на ул. Героев Сталинграда, строительство которого продолжалось четыре года. Открытие нового депо было вполне логичным - ведь в 70-е годы особенно активно застраивались правобережные окраины Днепропетровска. Один за одним появлялись новые жилмассивы: Победа, Тополь, Сокол, Парус - естественно, вслед за новыми районами открывались новые троллейбусные маршруты - 10, 11, 12, 13, 16 и другие. Естественно, одно депо было не в состоянии вместить нужное количество троллейбусов, да и располагалось оно на противоположной окраине города, в результате чего приходилось совершать слишком длинные нулевые рейсы, что также было весьма невыгодно. В 1980 году в Днепропетровск поступило 70 троллейбусов ЗИУ-682В ( 646-715) - абсолютный рекорд на все годы. Почти все они были направлены в новое депо, кроме того, из первого депо во второе было передано несколько ЗИУ-5 и ЗИУ-682В. В 1981 году поступили 716-723, в 1982 - 724-743 и 800, в 1983 - 744-754. Большинство днепропетровских ЗИУ-682В имели окраску белую или бежевую с оранжевыми или красными полосами внизу и под окнами. Троллейбусы поступали в оба депо, но нумеровались вперемешку.
В 1984 году на заводе в производство была запущена новая модификация ЗИУ-682В, получившая наименование ЗИУ-682ВОО. Внешне эти троллейбусы отличались от предыдущих новым видом передних и задних габаритных огней, также отсутствовал спуск на заднюю площадку - пол во всем салоне был ровным. В том же 1984 г. Днепропетровск получил 17 новых троллейбусов ЗИУ-682В - 755-771, в 1985 - 772-791. Кроме того, в 1985 году в Днепропетровске ввели новую четырехзначную нумерацию - к номерам всех троллейбусов приписали спереди цифру 1 или 2, означавшую номер депо. Из-за этого в нумерации возникла некоторая особенность - число, составленное из ТРЕХ последних цифр номера должно быть уникальным. Т.е. если есть троллейбус 1717, то не может быть 2717, или если есть 2732, то не может быть 1732. По традиции эта особенность нумерации существует в Днепропетровске до сих пор. Полного распределения всех днепропетровских ЗИУ-682 1978-85 г.в. по депо я не знаю (если Вы располагаете этой информацией - просьба сообщить мне), назову лишь некоторые известные мне номера (могут быть неточности): 1601-1625, 2626-2635, 1636, 1637, 2638-2682, 1685-1695, 2696-2715, 1716 (позже переведен во второе депо, 2716), 1717-1726, 1727 (позже 2727), 2728-2735, 1737, 2738-2742, 1743-1745, 2747-2752, 1753-1757, 2758, 2759, 1760, 1761, 2762-2769, 1770-1773, 2774-2785, 1786-1791. В 1986 г. поступили 1792-1796, 2797, 1798-1801, 2900-2906. После окончания седьмого разряда депо 1 начало присваивать номера серии 18хх, в то время как депо 2 сразу принялось за девятый разряд и присваивало новым троллейбусам номера 29хх. Изначально так делалось для упорядоченности номеров, но впоследствии первое депо также стало присваивать номера девятого разряда 19хх, бросив восьмой, что сделало нумерацию троллейбусов еще более беспорядочной. В 1987 году Днепропетровск получил ЗИУ-682В 1802-1804, 2907-2925, 1926, 1927, в 1988 - 1928-1937, 2938-2940. В 1989 в наш город поступило 25 троллейбусов очередной новой модификации ЗИУ-682ВОА, как раз тогда запущенной в серийное производство - 1941-1946, 2947-2950, 1951-1956, 2957-2960, 1961-1965. В 1990 году Днепропетровск получил 15 троллейбусов особой модификации ЗИУ-682В1 (отличия этой модели от остальных мне не известны), поступивших в наш город из Москвы. У нас они получили 1805-1819. Большинство ЗИУ-682ВОО и ЗИУ-682ВОА окрашивались следующим образом: белые крыша, стойки и "юбка", красные борта, но были и исключения - белые с красной "юбкой" и двумя красными полосами под окнами "а-ля ЛАЗ-695", а также полностью желтые и темно-красные троллейбусы. ЗИУ-682В1 были все белого цвета с красной "юбкой" внизу.
В 1991 году в производство пошла новая модель ЗИУ-682Г, модификация называлась ЗИУ-682ГОО. Новые троллейбусы отличались от предыдущих новым более мощным двигателем ДК-213, более удобным размещением панелей управления в кабине, решеткой спереди для охлаждения контакторной панели, одноместными сидениями в левой части салона. Ну а самые наблюдательные наверное заметили еще и то, что с правой стороны окна с форточками и без них поменялись местами. В том же 1991 году наш город получил 54 троллейбуса ЗИУ-682Г. Нумеровали их одной серией с предыдущими ЗИУ-682, начиная с 1966, а после окончания девятого разряда начали нумеровать первым, т.е. после 1999 шел 1100. Кроме того, в депо 1 семь троллейбусов почему-то получили номера восьмого разряда - 1820-1827. В 1992 году было получено еще 18 таких троллейбусов. Большинство ЗИУ-682Г имели окраску, аналогичную их предшественникам - белые или бежевые крыша, стойки и "юбка" и красные или синие борта. Выделялись из этой массы 1998, 1999, 1100 - полностью синие, 1112 - белый с красной "юбкой", 1113 - красные стойки и "юбка" и бежевые борта. Троллейбусы были распределены между двумя депо следующим образом: 1820-1826, 1966, 1967, 2968-2975, 1976-1984, 2985, 1986-1991, 2992-2995, 1996-1100, 2101-2109, 1110-1113, 2114-2121, 1122-1128, 2129, 2130. В дальнейшем троллейбусы неоднократно передавались из одного депо в другое, кроме того, нередко имели место перебивки номеров, в результате чего нумерация оказалась нарушенной в обоих депо. Еще восемь бледно-голубых ЗИУ-682Г ( 2131-2133, 1134-1138) Днепропетровск получил в январе 1993 года. Это была последняя закупка троллейбусов ЗИУ в нашем городе - в дальнейшем в Днепропетровск поступали исключительно троллейбусы ЮМЗ.
Троллейбусы ЗИУ-682 оказались настолько удачными, что производятся вот уже свыше 30 лет (усовершенствованные модификации ЗИУ-682Г-017 и ЗИУ-682Г-018 выпускаются до сих пор). Эти троллейбусы удерживают мировой рекорд по количеству выпущенных экземпляров - с учетом всех модификаций это свыше 30 тысяч машин. Кроме СССР они поставлялись в страны теперь уже бывшего "Социалистического лагеря" - в Польшу, Венгрию, Болгарию, Югославию, а специальные "южные" модификации ЗИУ-682 до сих пор работают в Греции, Латинской Америке, Монголии. В 1982 году было построено несколько опытных троллейбусов ЗИУ-684 - они являли собой ЗИУ-682 с тиристорно-импульсной системой управления (ТИСУ). Но из-за нежелания ремонтников работать с новой электроникой заказы на эти машины так и не поступили, и завод был вынужден продолжать производство технически уже тогда устаревших троллейбусов ЗИУ-682.
ЗИУ-682 стали самыми многочисленными троллейбусами в Днепропетровске за всю историю нашего города, и, учитывая нынешнее финансовое состояние Днепрогорэлектротранса, вряд ли этот рекорд будет побит в ближайшие несколько лет. При довольно коротком паспортном сроке службы в 8 лет, массовые списания троллейбусов ЗИУ-682 в Днепропетровске начались еще в 1989-90 гг. В первой половине 90-х годов были списаны почти все ЗИУ-682В первых поставок (1978-83 г.в.) - сейчас из 155 машин на ходу осталось не более двух десятков, почти все они работают под другими номерами. Также, в основном после аварий или пожаров, было списано несколько троллейбусов более поздних поставок, номера которых и были присвоены старым ЗИУ-682В, официально списанным, но продолжавшим верой и правдой работать "под чужим именем".
Возраст даже самых новых троллейбусов ЗИУ в Днепропетровске уже перевалил за 10 лет. К сожалению, они не показали такой надежности и выносливости, как их предшественники ЗИУ-5. С 1999 года все днепропетровские ЗИУ начали проходить капитально- восстановительный ремонт, во время которого им почти полностью меняют наружную обшивку бортов кузова, а также приводят салон в божеский вид. Кроме того, на некоторых ЗИУ-682 обновляют электрооборудование и устанавливают снятые с вырезанных частей троллейбусов ЮМЗ-Т1 двигатели ЭД-138. К тому времени лишь небольшая часть днепропетровских ЗИУ находилась в приличном состоянии - остальные были ржавыми, битыми, латанными, с обезображенными салонами (но это уже на совести пассажиров). В течение года после капремонта они выглядят довольно прилично, а затем снова начинают постепенно приходить в плачевное состояние. Были бы деньги на новые троллейбусы - все ЗИУ-682 давно бы списали и не мучались с ними. Но так как денег нет, то ежедневно около полутора сотен старых ЗИУ-682 продолжают выходить на троллейбусные маршруты Днепропетровска.
Андрей Янковский, 2003 г. Днепропетровский троллейбус
Производитель: ТролЗа (Завод им. Урицкого) (г. Энгельс, Саратовская обл., Россия)
В той же окраске пришли первые "четырёхзначники" 1772,1773,2774,2775.Кстати они первые в городе с новыми габаритными плафонами спереди квадратные сбоку от фар,а не под ними,как было до этого.
Следующие Полученные городом троллейбусы - 2776,2777,1786,1787 были опять с оранжевыми "севастопольскими" полосами,как 756-762.Кстати ещё один момент.Мною был забыт №800(1800).Он также относится к этой партии (756-762)
Далее:Полностью желтые троллейбусы (ориентировочно 1987 год) - 2778-2783,1784,1785,1788-1791.
Троллейбусы пришедшие в традиционной белой с красной полосой окраске:1792-1797,1802-1804,2900-2903.
Далее появлялись в городе:2904,2906 - в московсой окраске тех лет:белый верх,красный низ и белая полоса на "юбке" внизу.А также два желтых троллейбуса - 1998 и 2905.
И пошло-поехало вся цветовая гамма:2907-2909 и 1999 а-ля московский окрас,только юбка не красная,а бледно - жёлтая. Відповісти | З цитатою
1.Первая партия троллейбусов была 601-630(таки да,с форточками).
2."Большинство днепропетровских ЗИУ-682В имели окраску белую или бежевую с оранжевыми или красными полосами внизу и под окнами."-да-да...На то время 682В одна единственная партия 756-761 первого депо и 762 второго действительно были с "Севастопольской" окраской оранжевые полосы внизу и под окнами.Традиционная окраска троллейбусов в Днепропетровске до конца восьмидесятых - одна красная полоса внизу абсолютно белого троллейбуса.После кап. ремонта - крыша окрашивалась в серый цвет.Все "цветные" троллейбусы,приходившие в город через год становилсь белыми с серой крышей и одной красной полосой внизу.ВСЕ!
И это года до 1988-го...Тогда начали красить по-разному.
Итак,за 756-762 пришли во второе депо 763-768,а в первое - 769-771 в традиционной для города окраске(см.выше),в следующем году(не знаю в 1985-ом ли) действительно была введена четырёхзначная нумераци Відповісти | З цитатою
Помню такие. Их на 10-м маршруте пускали. По словам водителей, в них более мощные двигатели были. А у 10-ки очень крутой конечный (нагорный) кусок маршрута был.
А в час пик, они очень быстро неслись по прямому отрезку на Набережной, от 3-го массива до ин-та физкультуры. Если тебе надо было утром в сторону центра и ты на 3-ем массиве ПЕРЕД кругом не сел в троллейбус, чтобы всю Победу объехать, то ты мог ждать долго. Троллейбусы были битком набиты и летели по набережной без остановок. Відповісти | З цитатою