Анискин Александр Дмитриевич
Анискин Александр Дмитриевич (24.11.1918 - 20.02.1943)
Александр Анискин родился 24 Ноября 1918 года в городе Екатеринославе ( Днепропетровск ), в семье рабочего.
Из воспоминаний сестры, В.Ческидовой:
«Учился он во 2-й трудовой школе по проспекту Пушкина (сейчас там размещен госпиталь). В школе Шура активно занимался в авиамодельном кружке, строил самолеты, а потом на пустыре за городом (ныне верхняя часть проспекта Кирова) запускал их.
Его на улицах сверстники так и называли—«авиатор», и часто можно было видеть, как ватага мальчишек поднималась вместе с ним вверх к пустырю, а затем всей гурьбой бежала за летящей моделью.
После окончания семи классов пошел работать на Петровку (завод им.Петровского), в механический цех, где в то время работала наша мама.
Завод направил Шуру на учебу в планерную школу без отрыва от производства, которую он успешно закончил и был зачислен в Днепропетровский аэроклуб.
Особенно много Шура стал думать о крыльях в ту пору, когда наши летчики сняли с дрейфующей льдины экипаж ледокола «Челюскин». Помню, как он говорил тогда маме «Видите, что такое самолет, сколько людей спасли летчики. А вы говорите, что не надо мне это дело! »
Работая токарем в ремонтно-механическом цехе завода имени Петровского, Саша очень полюбил свою специальность, гордился, что в его цехе начинал свой трудовой и революционный путь большевик-ленинец Г. И. Петровский.
В то время в цехе и на заводе трудились еще ветераны, которые лично знали Г. И. Петровского, встречались с ним и об этом часто рассказывали заводской молодежи. Под впечатлением героев революции, большевиков-брянцев (Брянский завод – старое название завода им.Петровского) формировался характер и у Александра Анискина.
Вскоре он поступил в Днепропетровский аэроклуб. Без отрыва от производства начал учиться летному мастерству, изучать устройство самолетов, авианавигацию. Курс обучения в аэроклубе Александр завершил на «отлично». В 1938 году был призван в армию и вместе с несколькими другими выпускниками клуба был направлен в Качинскую школу пилотов, которую окончил в 1940г.
Из воспоминаний Н. Богданова, подполковника запаса:
«Начинал я, как и Саша Анискин, с завода имени Г. И. Петровского, с электромеханического. цеха, где работал электриком-намотчиком.
На заводе ежегодно набирали в аэроклуб парней, окончил летную школу и я, стал штатным летчиком инструктором. Свой первый самостоятельный выпуск сделал в 1937 году. Очень горжусь, что в числе моих учеников были Герои Советского Союза Г. Паршин и А. Анискин.
В те годы на Петровке очень популярен был авиаспорт. Большинство комсомольцев шло в парашютисты и летчики.
Впервые с Сашей Анискиным познакомился в аэроклубе. Парень он был хваткий, быстро все запоминал, был очень добросовестным, талантливым, можно сказать.
За очень короткий срок он стал техником самолета, причем, самым молодым по возрасту, которому доверяли самостоятельно готовить самолет к полету. Обычно первый полет утром летчик-инструктор выполняет с техником, испытывают, проверяют машину в воздухе. Брал я Сашу раз, другой, смотрю — парень интересуется, дал ему попробовать. Когда же приехала -комиссия из «Качи» - сдал экзамен на «отлично»!
Мы учились с Сашей вместе, и вместе с В. Сталиным, Т. Фрунзе, С. Микояном, братьями Пархоменко. Саша учился отлично
Затем получили назначение в части. На несколько дней приехали в Днепропетровск. После этого Александр уезжал в Умань, а я возвратился в Качу—инструктором.
Встретились мы затем осенью 1941-го в Рустави, где переучивались на более современные самолеты. У Саши был орден Красного Знамени — орденоносцы тогда встречались редко.
С интересом слушал я его рассказ о том, как он сбил несколько самолетов, как его сбивали, как добирался он из-под занятого фашистами Павлограда на стареньком У-2. Нашел он этот самолет на аэродроме, отремонтировал (вот когда пригодились знания техника), смог сам перелететь и товарищей вывез.
Уехал Саша на пополнение в один из полков в Кировоград. Больше я его не видел, слышал, что видели его под Ростовом, в небе Сталинграда»
Александр Анискин на фронте.
Первый свой боевой вылет Александр совершил на Юго-Западном фронте в составе группы прикрытия наших бомбардировщиков.
Счет сбитых самолетов у Анискина начал быстро расти. Уже в августе 1941 года он был награжден орденом Красного Знамени за три уничтоженных вражеских самолета и 40 отлично проведенных штурмовок. Второй такой же орден Александр получил за успешные бои под Ста-линградом. Здесь он сбил четыре фашистских самолета. Теперь Александр воевал в знаменитом 434-м истребительном авиаполку, которым тогда командовал прославленный летчик Герой Советского Союза майор И. И. Клещев. В свои двадцать с небольшим лет этот крепко сколоченный, энергичный человек успел повоевать на Хасане, Халхин-Голе и на фронтах Великой Отечественной.
Сформированный в июле-августе 1941 г., полк, в двухэскадрильном составе, на вооружении имел истребители ЛаГГ-3. В конце августа программа подготовки была закончена, и полк прибыл на Северо-Западный фронт, в район Новгорода и Волхова.
"Шефом" полка был начальник Инспекции ВВС РККА Василий Сталин. Этот полк был первым в Советских ВВС превращен в элитный по своему составу. В него отбирались летчики не просто уже повоевавшие и имеющие на "лицевом счету" несколько сбитых вражеских самолетов, но и опытные инструкторы из училищ (в основном из Качинского).
К Февралю 1943 года Старший лётчик 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 210-я истребительная авиационная дивизия, 1-й истребительный авиакорпус, 3-я Воздушная Армия, Калининский фронт ) Гвардии Старший лейтенант А.Д. Анискин совершил 295 успешных боевых вылетов, участвуя в 105 воздушных боях, уничтожил 10 самолётов противника.
Летал на самолетах ЛаГГ-3, Як-1, Як-7.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды), медалями.
За героические подвиги в боях с немецко-фашистскими захватчиками Александр Анискин был представлен к высшей степени отличия. Но когда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года А. Д. Анискину было присвоено звание Героя Советского Союза, его уже не было в живых. За два дня до этого он погиб в неравном воздушном бою, в районе Старой Руссы Новгородской области, доведя число своих побед до 12.