Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Чт, 21 листопада 2024
10:32

ПРО МІСТО

Беликов Олег Степанович


Олег Беликов родился 22 Августа 1918 года в посёлке Клочко, ныне в черте города Днепропетровска, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы и рабфак. Затем работал на заводе имени Артема.

Поступил в Днепропетровский аэроклуб и закончил его.

С 1937 года в Красной Армии стал курсантом Севастопольской школы военных пилотов. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С первых дней Великой Отечественной войны в действующей армии. Великую Отечественную войну встретил в должности командира эскадрильи 19-го истребительного авиационного полка.

К началу Великой Отечественной войны О. С. Беликов в совершенстве владел боевой техникой и стал одним из лучших пилотов 19-го истребительного полка. В составе войск Южного фронта его эскадрилья успешно сражалась с авиационным прикрытием танковых и моторизованных войск танковой группы генерала Клейста, рвавшейся на юго-восток страны, принимала участие в боях за «ворота» Кавказа — город Ростов-на-Дону, наносила удары по колоннам танковых соединений врага в районах Армавира и Невинномысска.

5 апреля 1942 года группа истребителей во главе с Беликовым совершила штурмовку большой колонны вражеских танков, автомашин и живой силы противника на дороге Славянок—Райгородка. В воздушном бою эскадрильей было сбито 4 вражеских истребителя.

В июле эскадрилья вступила в бой с 30 вражескими бомбардировщиками, пытавшимися прорваться к Ростову-на-Дону. Застигнутые врасплох, гитлеровцы, спасаясь бегством, были вынуждены сбросить бомбы в расположение своих войск. В этом бою наши летчики уничтожили 6 вражеских самолетов. В феврале 1943 года, совершая разведку, О. С. Беликов обнаружил вражеский аэродром, на котором находилось около 70 самолетов. После разведки он вызвался лично навести на вражеский аэродром штурмовую группу наших ИЛов. В ходе этой операции О. С. Беликов сбил одного вражеского «мессершмитта», а советские штурмовики полностью разрушили полевой аэродром врага вместе с находившимися на нем самолетами.

За девять месяцев боев Олег Степанович был дважды удостоен ордена Красного Знамени.

В первых числах июля 1943 года эскадрилья О. С. Беликова приняла активное участие в блокировке вражеского аэродрома в районе Белгорода, обеспечила нанесение по нему массированного удара нашей штурмовой и бомбардировочной авиации. Здесь было связано боем до 30 вражеских истребителей, которые так и не смогли прорваться к нашей штурмовой группе. Вторично в этом же районе подразделение О. С. Беликова вступило в неравный бой с 28 истребителями гитлеровцев. Сражение длилось более получаса. За это время О. С. Беликов сбил лично четыре вражеских истребителя.

За образцовое выполнение боевых заданий в районе Белгорода отважный воин был награжден третьим орденом Красного Знамени.

В мае 1944 года Олег Степанович получил задание вылететь в составе шести ЛА-5 на «свободную охоту» в район Городенка. Находясь на высоте пяти тысяч метров, он получил по радио приказ командира полка выйти на перехват группы вражеских бомбардировщиков в район Коршева. При подходе к району боевых действий О. С. Беликов обнаружил девять бомбардировщиков Ю-87 и внезапно атаковал их. Три из них были сбиты с первого же захода. Остальные, беспорядочно сбросив бомбы, пытались уйти. Беликов, связав своей парой вражеские истребители прикрытия, кинулся преследовать врага. В пути отважная четверка встретилась со второй группой Ю-87, которая следовала на смену первой, и атаковала ее. В результате смелого боя было сбито шесть вражеских бомбардировщиков. Один из них был сбит Беликовым.

К Августу 1944 года командир эскадрильи 19-го отдельного истребительного авиационного полка ( 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт ) Капитан О. С. Беликов совершил 635 успешных боевых вылетов, участвуя в 114 воздушных боях, сбил 15 самолётов противника лично и 14 - в группе с товарищами. В одном из боёв был тяжело ранен.

Среди истребителей, в лучшую сторону по результатам боевых действий, в Августе 1944 года выделялся 347-й ИАП, лётчики которого провели 13 воздушных боёв, сбили 15 самолетов FW-190, не имея своих потерь. Отлично дрались с воздушным противником лётчики 30-го и 67-го Гвардейских ИАП, а также 19-го ИАП. При ведении "свободной охоты" отличились Майоры Герой Советского Союза А. Я. Баклан и Д. С. Титоренко, Старшие лейтенанты М. Ф. Тараканов и А. А. Караев, Капитаны О. С. Беликов и М. Н. Тюлькин, Лейтенант В. А. Громаковский.

19 Августа 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Олегу Степановичу Беликову было присвоено звание Героя Советского Союза.

17 Января 1945 года истребительные авиачасти 16-й Воздушной армии не только успешно сражались с неприятелем в воздухе, но и активно вели штурмовые действия. В этот день с бомбами вылетало 147 истребителей, было уничтожено и повреждено около 300 автомашин и много другой боевой техники. Группы 176-го Гвардейского ИАП, возглавляемые Героем Советского Союза Капитаном О. С. Беликовым и Старшим лейтенантом Н. С. Руденко, выполняя "свободную охоту", атаковали аэродром Лович и уничтожили 6 вражеских самолётов.

Войну он закончил в составе 176-го Гвардейского авиаполка, освоив к тому времени самолеты И-16, ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7.

Наследником знаменитого 176-го гвардейского стал 237-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского Центр показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба. Центр Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского истребительного авиационного полка дислоцируется на подмосковной авиабазе Кубинка.

В Великую Отечественную войну летчики 176-го гвардейского Проскуровского орденов Красного Знамени, Александра Невского и Кутузова истребительного авиационного полка совершили 8535 боевых вылетов, провели 711 воздушных боев и сбили 398 самолетов противника, еще 56 самолетов противника было уничтожено на земле, штурмовыми действиями летчиков полка уничтожено 3 танка, 256 автомашин, 213 повозок, 7 автоцистерн, 7 зенитных батарей, выведено из строя 36 паровозов, сожжен 1 железнодорожный эшелон. Десять пилотов одержали в воздушных боях более 15 побед каждый. Боевые потери составили 48 летчиков и 104 самолета, небоевые 5 летчиков и 15 самолетов.

После окончания войны Олег Степанович ушёл в запас. Жил в городе Харькове. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Суворова 3-й степени, медалями. Умер 28 Февраля 1982 года.
copyright © gorod.dp.ua
Усі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Про проект :: Реклама на сайті