«Переселенческий пик пришелся на август-сентябрь: люди стремились определиться со школами, вузами для своих детей. Тогда в день мы принимали до 350 человек», — рассказывает Владислав Макаров. О том, с какими проблемами на новом месте жительства соприкасаются переселенцы из горячих точек на Востоке Украины, поинтересовалась корреспондент «Зори».
— Сегодня мы активно апеллируем к мировой общественности в вопросе помощи нашим переселенцам. Официально их количество составляет 400 тысяч, реально — в три раза больше. Понятно, что чем масштабнее проблема, тем больше шансов обратить на нее внимание международных организаций и фондов и получить адекватный отклик, — считает Владислав Макаров.
Есть и еще один аргумент в пользу регистрации — и очень веский: Президент Украины подписал-таки закон о переселенцах, и волонтеры, занимающиеся проблемами переселенцев, опасаются, что люди, убежавшие от войны и официально не уведомившие об этом государственные структуры, могут оказаться в правовом вакууме. То есть, не получат государственные пособия и другие преференции, которые дарует им новый закон.
Проблема переселенцев, по словам координаторов «Допомоги Днiпра», наглядно продемонстрировала вопиющий бюрократизм государственного аппарата — в том числе и представителям Евросоюза, международных организаций и фондов, приступивших к решению проблем перемещенных лиц в Украине и буквально завязших со своей помощью в нашем законодательном поле.
— Создается впечатление, что иностранцам это больше нужно, чем украинскому государству, недоумевает Владислав Макаров, готовый предъявить претензии Киеву за то, что там устранились от решения проблем переселенцев. — Так, если раньше центральный штаб, возглавляемый Владимиром Гройсманом, регулярно проводил селекторные совещания, в которых участвовал и наш центр «Допомога Днiпра», то вот уже несколько месяцев как днепропетровские координаторы в их поддержке переселенцам предоставлены сами себе.
— Я нашел квартиру в течение недели активных поисков. Многие, узнав, что мы донецкие и у нас двое маленьких детей, отказывали. Да и цены очень высокие. Что ж, спрос рождает предложение, — говорит переселенец Александр. Его младший сын Леша родился уже в Ровно, куда сначала уехала семья из Макеевки.
— Но если младший в любой момент может приехать на свою родину, то старшему сыну, который пошел в Днепропетровске в первый класс, дорога домой пока закрыта. Но я знаю: Донбасс вернется. Не скоро, но вернется, — уверен Александр.
Пока же он возвращается в виде переселенцев… В «Допомозi Днiпра» не исключают, что их поток может вырасти из-за холодов и эскалации напряженности.
— Все это произошло потому, что донецким и луганским детям не прививали украинскую культуру. Я училась в украинской группе в донецком университете, где преподавание велось на русском языке, — с горечью заметила Настя, окончившая вуз в прошлом году и нашедшая работу в Днепропетровске еще до войны. В арендуемой ею квартире и поселились теперь родители.
Марина, работавшая в Донецке зубным техником, пока не смогла найти работу в Днепропетровске. По ее словам, она обратилась в центр занятости, однако вакансий по ее специальности не оказалось. Между тем, многие переселенцы достаточно успешно решают этот вопрос — и самостоятельно, и с помощью волонтеров. У тех, кто действительно хочет трудоустроиться, это получается успешно.
Так, Роман и Лиля устроились в риелторское агентство. Даша Крапива нашла работу фитнес-тренера. Иван стал служить в батальоне «Днепр», а его сестра получила работу бухгалтера.
По словам заместителя днепропетровского городского головы Вадима Шебанова, в свое время занимавшегося организацией координационного центра «Допомога Днiпра», центр занятости предложил переселенцам порядка 8 тысяч вакансий, однако трудоустроились чуть более 500.
— Люди медлят, не торопятся пускать корни. Они верят, что наступит завтра, послезавтра — и Донбасс вернется в Украину, и они устремятся домой, — объяснил ситуацию Вадим Шебанов.
Вот и Ирина, работавшая в Луганске частным предпринимателем, уехавшая оттуда, когда уже на улицах родного города стали гибнуть люди, говорит, что за два месяца жизни в Днепропетровске ни разу не подумала, что нужно найти здесь работу:
— Я живу на чемоданах, душой в Луганске. Мне звонят земляки: ты еще здесь? Отвечаю: парочку недель здесь, потом не знаю.
Что будет дальше? Вряд ли кто-нибудь знает ответ на этот вопрос… На всякий случай на Днепропетровщине готовятся к тому, что в наш регион могут одномоментно хлынуть до 100 тысяч человек. Не так давно в облгосадминистрации состоялось совещание, где руководителям территорий было предложено определиться с объектами, в которых могут быть размещены переселенцы. Такими объектами станут школы, в частности, спортивные залы. Для обеспечения возможных переселенцев питанием в области проходит ревизия заводских и студенческих столовых.
Между тем, по словам координатора центра Елены Лучко, милосердие днепропетровчан, которое на первых порах помогло принимать переселенцев, явно пошло на убыль. Люди устали помогать, многие из них и сами нуждаются в поддержке.
— Но проблема перемещенных лиц, которую государство скинуло на нас, остается, переселенцы продолжают поступать, — говорит Елена Лучко. — Мы очень нуждаемся в свободных руках (летом нам активно помогали студенты, сейчас же они заняты учебой), средствах гигиены, теплых вещах, детской одежде и питании… В общем, во всем.
Откроется ли у наших земляков «второе дыхание» для помощи соотечественникам, захотевшим жить в Украине?
Хочется верить: да. Вспоминаются слова переселенца Андрея Болтасова, отца пятерых детей: — Мы приехали в Днепропетровск всей семьей. Трое детей пошли в 57-ю школу, где нас приветливо встретили. В нашей семье говорят на русском языке, но дома наши дети ходили в украинскую школу. Понятно, что и в Днепропетровске тоже выбрали украинскую. Было некоторое опасение, как наша Лиля, которая пошла в первый класс, будет учиться на украинском, справится ли? Спустя две недели, ведя дочь домой, я услышал, как она поет Гимн Украины… Слушать дочку без слез гордости было невозможно…
Михаил Крапивко, председатель ДТО «Союз аудиторов Украины»:
Размер социального пособия для пенсионеров, детей, инвалидов составляет 884 гривны, для трудоспособных граждан — 442 (причем, помощь на всю семью, независимо от числа ее членов, не может превышать 2400 гривен). При этом нужно подтвердить свое право на пособие. Так, если на переселенца зарегистрированы две и более машины, независимо от того, владеет ли он ими реально, перемещенное лицо не имеет право на государственную поддержку. В ней будет отказано и в том случае, если на банковском счету переселенца 12 и более тысяч гривен.
Полезная информация* Благотворительный фонд «Допомога Днiпра»: 49000, Днепропетровск, пр. Карла Маркса, 119а;
* Горячая линия координационного центра «Допомога Днiпра»: 095-127-92-93, (056)-770-88-30, (056)-770-88-40;
* Общественная организация «Легион добра»: Днепропетровск, ул. Гоголя, 10, офис 8, Vk.com/legion_dobra_ukraine
Переселенцы объединяются в соцсетях. Ключевые слова: европейский Донбасс, переселенцы Донбасс.
Автор: Ольга Гречишкина
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Как и в 86-м приедут да, братья, да, помогите... потом сядут на шею, и будем мы пахать не только на армяшек, но и еще на соседнюю область. Это только верхушечька. А раздел территории между бандюками!? А новая волна рекета!? Это не обязательно будет, но просто это тоже исключить нельзя! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Одну часть - дядя Фёдор, а потом Матроскин с Шариком докреативили :)) Ответить | С цитатой