В книге Тараса Андреевича Гончара, живого свидетеля тех огненных лет, глубоко и всесторонне раскрыт боевой путь 333-й Синельниковской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии. Михаил Яковлевич шестнадцатилетним юношей встал на защиту Родины и служил в минометном дивизионе. Он — участник того, самого первого форсирования Днепра, до сих пор испытывает горечь от потери боевых товарищей и радость от достижения поставленной цели. Ему хочется, чтобы потомки знали о героизме, мужестве, отваге и бесстрашии своих дедов, положивших свои жизни на алтарь Великой Победы.
17 сентября 1943 года в 10.00 333-я дивизия гвардии генерал-майора Голоско была поднята по тревоге. А в 15.00 18 сентября, преодолев за 29 часов в пешем строю более 70 км, ступила на земли Днепропетровщины, освободив хутор Морозовский. Марш был тяжелым: молодые, необстрелянные бойцы несли на плечах пулеметы и противотанковые ружья, винтовки и патроны.
В тот же день, преодолев упорное сопротивление гитлеровцев, дивизия ворвалась в Павлоград.
Получив задачу форсировать реку Волчья и развивать наступление в направлении Синельниково, начальник штаба полка старший лейтенант Кузов, выбирая место для переправы, заметил на противоположном берегу паром. Когда стемнело, группа автоматчиков на бревнах, досках и даже перевернутых ведрах, незаметно переплыла реку и завладела паромом. На нем полк 19 сентября к 23.00 успешно переправился через Волчью и начал стремительно преследовать отходящего противника. К вечеру 20 сентября подразделения полка вышли на рубеж Казачий Гай — Водяное и начали бой за Богуславку. Овладев селом, они продолжили преследовать отходящие части противника. И, преодолев около 30 км, воины дивизии ворвались на окраину Синельниково. К 9.00 21 сентября 1943 года совместно с частями 25-й гвардейской стрелковой армии и 6-й армии они полностью освободили город и железнодорожный узел. Впереди лежал Днепр.
Генерал Голоско и его начальник штаба Семенов узнали, что между Синельниково и Днепром у противника сплошной линии обороны нет, но на основных дорогах есть заградительные засады численностью от 80 до 120 человек, усиленные парой-тройкой танков или бронетранспортеров. Для нейтрализации противника в 1118-м полку сформировали отряд численностью 60 человек с батареей 45-миллиметровых пушек. На четырех машинах отряд мчался к Днепру. До реки оставалось несколько километров, когда отряд нарвался на засаду. В ходе скоротечного, но ожесточенного боя удалось уничтожить и рассеять немцев. И к полудню 22 сентября отряд занял хутор Губовский, выйдя на левый берег Днепра.
Наши воины ликовали: наконец-то они на берегу этой великой реки. Солдаты черпали днепровскую воду ладонями, котелками, касками, пили ее и смывали с лиц пороховую гарь. А чуть поодаль кинооператоры Юго-Западного фронта снимали на пленку этот исторический момент для потомков, а также в назидание всем, кого может осенить сумасбродная идея снова топтать своими сапогами нашу землю. За этот молниеносный рейд от Павлограда через Синельниково к Днепру дивизии было присвоено почетное наименование — «Синельниковская».
Далее командующий 12-й армией генерал-лейтенант Данилов поставил перед 333-йдивизией задачу: в ночь на 26 сентября форсировать Днепр, захватить на правом берегу плацдармы в районе высоты 105.4, южнее села Войсковое. командованию было известно, что на крутом берегу противник имел ряд траншей с ходами сообщения, противотанковый ров и минные поля. Весь правый берег и фарватер реки простреливались пулеметным огнем и 8 гаубичными батареями. Высоту 105.4 оборонял батальон пехоты численностью до 800 человек, усиленный ротой танков и пятью минометными батареями.
В расположение 1118-го полка прибыл комдив генерал Голоско. Он метр за метром изучал крутой правый берег Днепра и левый — у села Петро-Свистуново. В этом месте ширина Днепра была около трех километров, а очертание берега обеспечивало скрытность подготовки и внезапность форсирования. Десантный отряд составили из батальона гвардии капитана Стрижаченко, 269-го отдельного Павлоградского саперного батальона капитана Шевчука, 195-й отдельной армейской штрафной роты гвардии капитана Иванова, 120-го армейского противотанкового батальона. Всего — 748 человек.
В три часа ночи 26 сентября 1943 года два парома с бойцами, буксируемые катерами, отошли от левого берега и взяли курс на Войсковое.
Полностью скрытно подойти не удалось: немцы, заметив паромы, открыли пулеметный огонь. Но паромы уже задевали днищами песок, и десантники, спрыгнув в воду, начали карабкаться на высокий берег. Захватив первую траншею врага, бойцы поняли, что теперь их уже не остановит ничто — ни свист пуль и осколков, ни ожесточенное сопротивление немцев. Всего за 30 минут после высадки десантникам удалось выбить немцев из прибрежных траншей и закрепиться в них. Расчет на внезапность и стремительность ночного удара полностью себя оправдал. Хочу особо подчеркнуть: основной массе героев-десантников, впервые форсировавших Днепр, было тогда по 18—20 лет!
Исключительное мужество и отвагу проявили в жестоких боях на этом плацдарме воины 333-й дивизии, отражавшие по 6 атак немцев ежедневно. О жестокости боев на плацдарме с 26 сентября по 4 октября свидетельствуют цифры в донесениях: противник потерял убитыми и ранеными 1020 человек, уничтожено 10 танков, 3 автомашины, 5 пушек. Захвачено 6 пушек разного калибра, 14 минометов, 225 винтовок, 66 пулеметов, 10 автоматов, более 120 тысяч патронов к стрелковому оружию.
Автор: Алла Еремина
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
автор Вадим Лымарь
Вечная память героям. Ответить | С цитатой
Минул семидесятый год
С омытой кровью страшной даты.
Тогда, под лозунгом «Вперёд»,
Дрались советские солдаты.
«Форсирование Днепра»!
Блестящим золотом медалей
Не счесть количества утрат
Испепеляющих баталий.
Вскипала буйная река
И, становясь багряно-алой,
Тела погибших на века
В свою обитель принимала.
Не запах смерти, вонь войны
Несли на гусеницах танки,
Голодной пастью сатаны
Жуя солдатские останки.
Страданья, крики, хруст костей…
Изрезанная болью драка.
В минуту тысячи смертей
Вбивала каждая атака.
Но взвились «Красные Орлы»
И в переломном сорок третьем,
Отбив Днепровские валы,
Страна вошла на путь к Победе.
Пророча фрицу скорый крах,
Поймав крылом ветра востока,
Клевал врага «Советский Птах»
Свирепо, яростно, жестоко.
История войны долга,
Но здесь она пылала адом.
Таким как «Курская Дуга»,
Таким как «Бой под Сталинградом».
Благодаря таким боям,
В объятиях адреналина,
Святая родина моя
Дошла с Победой до Берли Ответить | С цитатой