Александр начал заниматься музыкой, когда ему было всего 6 лет. В то время отец Александра Иван Алексеевич, заслуженный металлург СССР, находился в длительной командировке в европейских странах, и семья проживала с ним. Родители водили мальчика на частные уроки игры на фортепиано и скрипке. Но занятия через силу не могли принести успеха. А гитарная музыка в Европе, что называется, постоянно была на слуху - как академическая, так и эстрадная. Сашу с малых лет увлек своей энергетикой стиль фламенко и рок-н-ролл, поэтому вскоре он сменил скрипку на гитару и буквально не выпускал ее из рук. Постоянно слушал пластинки великих гитаристов, в том числе Андреса Сеговия, и думал: «Раз он смог так сыграть, значит, смогу и я». Музыка трогала Сашу буквально до слез, и вскоре он выбрал жизненную дорогу. Хотя попутно будущий виртуоз серьезно увлекался живописью, впоследствии окончил Днепропетровское художественное училище, и довольно успешно, но когда настало время выбирать, гитара все же победила.
Со временем диапазон познания стилей гитарной музыки у Александра стал расширяться, он жадно впитывал джаз и рок-н-ролл, постигал импровизацию. После возвращения в СССР слушал музыкальные передачи западных радиостанций, следил за новинками. Как вспоминает сегодня Александр Любченко, он имел возможность получать информацию об исполнителях, новых альбомах, а информация – самое дорогое для начинающего музыканта. Причем, играя, он не просто копировал какое-то произведение, но пытался разгадать секреты звукоизвлечения, а главное - понять, как музыкант мыслит, почему он сыграл именно так, а не иначе.
Еще в детстве Александр задался вопросом: почему на конкурсах классической музыки все участники играют одно и то же произведение, и на достаточно высоком уровне, но побеждает только один? И понял, что все дело в трактовке произведения. Теперь он считает, что музыкант, который лишь разучил какую-то пьесу и просто исполнил ее один к одному, фактически обманывает публику, не привнеся ничего своего. Позже знаменитый советский джазовый контрабасист Валерий Куцинский пояснил Александру, как должен работать настоящий художник. Нужно пропустить произведение через себя и сыграть так, будто ты сам его сочинил. Это многое определило в дальнейшем творчестве Александра Любченко.
Он упорно совершенствовал технику и оттачивал звук - достаточно сказать, что в течение своей карьеры трижды менял основу основ для академических гитаристов - постановку правой руки.
Как-то Александр взялся разгадать, за счет чего виртуозный испанский гитарист Пако де Лусиа добивается такой четкости звука при сумасшедшем темпе. А видеозаписей выступлений в те времена не было. На разгадку ушел не один месяц. И все же Александр раскрыл секрет. А когда спустя годы, точнее, в 1986 году, Александр Любченко вживую посмотрел концерт Пако де Лусиа в Москве, удостоверился, что нашел правильный ответ, причем, этот прием гениального испанца важен и для музыкантов, играющих на любых других струнных инструментах. Возможно, именно разгадка этого секрета стала причиной того, что спустя годы Александр Любченко смог поработать дуэтом с басистом Пако де Лусии Карлесом Бенавентом в Испании.
Кстати, нашему музыканту довелось пообщаться с Пако. Как вспоминает Александр, знаменитый виртуоз очень много курил, докурив одну сигарету, тут же мог прикурить от нее следующую, поэтому его пальцы были желтыми от табака.
В юности Александр играл на танцплощадках Днепропетровска, в частности, в парке Шевченко, парке Калинина, подрабатывал в ресторанах. И довольно рано, с 16 лет, перешел на профессиональную сцену. На джаз-фестивалях начал выступать с конца 60-х годов. Работал соло-гитаристом ансамбля «Водограй» областной филармонии. Позже - в московских ансамблях и в других областных филармониях. Со временем стал больше проявляться как творческая индивидуальность, исполнял музыку собственного сочинения. В 1981 году Александр Любченко на первом в стране фестивале гитарной музыки был признан лучшим в двух номинациях: фламенко и джаз. В конце 80-х – начале 90-х годов была интересная работа с известным американским контрабасистом и композитором Сироне (Норис Джонс), с которым Александр познакомился на джаз-фестивале в Польше.
Судьба музыкантов складывается по-разному, на творческом пути можно столкнуться с непониманием, или даже завистью, и порой очень сложно, несмотря ни на что, идти своей дорогой, не изменяя самому себе.
Работая в ансамбле очень популярного в 70-80-е годы народного артиста СССР Юрия Богатикова, Александр имел два сольных номера. И заметил, что знаменитый вокалист вместо того, чтобы пойти отдохнуть в гримерку, всегда стоял в кулисах и слушал выступление своего соло-гитариста. А потом умудренный опытом народный артист открыл ему один секрет. Он сказал: «Запомни, в нашем деле от скромности до забвения - один шаг».
Однажды в Днепропетровске Любченко довелось играть в одном концерте с оркестром Мурата Кожлаева и познакомиться с его музыкантами. Пианист Игорь Назарук посоветовал Александру поехать к самому Андрею Эшпаю, который в то время был заместителем председателя Союза композиторов СССР. С легкой руки нового друга Александр так и сделал. В свою очередь Андрей Эшпай познакомил днепропетровского музыканта с Юрием Саульским. Александр включил знаменитому композитору запись своего джазового трио. Прослушав весь альбом, Юрий Сульский спросил: «А кто у тебя так охренительно играет на гитаре?».
Александр пояснил, что это он и играет, после чего у них завязалась дружба на долгие годы. Но Любченко не злоупотреблял своими знакомствами и старался не докучать знаменитым людям. Хотя другие этого не чурались. Конкуренция на эстрадном Олимпе всегда была жесткой, и никто не стеснялся работать локтями. Как-то Александр Любченко, находясь в Москве, зашел проведать Андрея Эшпая, а от него пошел в кафе пообедать. И только там обнаружил, что забыл в кабинете композитора свою сумку.
Вернулся. А в те времена в новостях часто сообщали о различных террористических актах.
- Я сижу в кабинете, смотрю на твою сумку и думаю: а вдруг там бомба? - рассказал ему Андрей Эшпай. - Как раз сейчас в этом здании находится много сволочного народа, представляешь, какой был бы очистительный взрыв!
- Я был просто в шоке от таких слов, - вспоминает Александр.
С гастролями Александр Любченко объездил практически весь Советский Союз, вместе с известным днепропетровским бас-гитаристом Михаилом Крымовым давал концерты во многих странах Восточной и Западной Европы. Местные газеты называли Любченко «Паганини гитары». Но он не любит рассказывать о своих успехах, а больше говорит о музыке вообще.
Сегодня уже умудренный опытом музыкант имеет свой секрет успеха.
- Если твоя музыка не связана с корнями, то есть с фольклором, то ничего серьезного не получится, - говорит Александр. - Поэтому музыкальную культуру народа нужно знать.
Он строит свое творчество на славянской культуре, считает ее неисчерпаемым источником вдохновения.
Сегодня Александр Любченко интенсивно занимается педагогической деятельностью. Открыл собственную гитарную школу, создав уникальную систему обучения. И конечно же, дает концерты. В том числе в составе трио, где на бас-гитаре играет его сын Игорь. Они назвали этот проект «А point of Unity» («Точка единства»).
Автор: Валерий Захаров
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |