В начале августа того же года в Верхнеднепровском уезде организовали местное отделение Татьянинского комитета. Оно и занялось устройством беженцев, присылаемых в уезд. Татьянинский комитет был назван именем одной из дочерей Николая ІІ — великой княжны Татьяны Николаевны (1897—1918), расстрелянной в революцию в Екатеринбурге без суда и следствия. Этот комитет проводил благотворительную работу среди гражданских беженцев.
Когда беженцы стали прибывать ежедневно по 1500—2000 и более человек в день, ни о каком карантине думать уже было нельзя. Приходилось выгружать их из вагонов прямо на подводы и развозить по селам. В лучшем случае удавалось произвести на станциях беглый медицинский осмотр для изоляции обнаруженных заразных больных в больницы и временные бараки. В результате такого примитивного способа медицинского обследования, во многих селениях появились всевозможные эпидемии. Главным образом это холера, сыпной тиф и скарлатина. Но другого выхода не было. Даже при таком способе приема беженцев на многих станциях вагоны задерживались сутками. А это вызывало большое неудовольствие со стороны железнодорожной администрации.
Такой стихийный характер движение беженцев носило до половины сентября. Осенью 1915-го оно несколько приостановилось, беженцы стали прибывать реже и меньшим количеством. Приезжали они в Верхнеднепровский уезд главным образом по железной дороге и гужевыми путями. Лишь незначительная часть, да и то в самом начале, приехала пароходом. Вследствие постоянного передвижения беженцев было тяжело собрать точные данные о количестве поселенных в уезде. По имевшимся же в уездном комитете сведениям, их к осени 1915 года насчитывалось не менее 24000 человек.
На местах создали местные комитеты. Всего таких комитетов имелось 33. В большинстве случаев их организовали из представителей уже существовавших ранее различных местных общественных организаций — сельскохозяйственных обществ, кредитных товариществ, волостных и санитарных попечительств — и местной интеллигенции.
Вместе с тем имелись и специально созданные комитеты помощи беженцам. Организация их была предусмотрена утвержденным царем 30 августа 1915 года законом о беженцах.
Число членов существовавших комитетов осенью 1915 года доходило до 700 человек. Эти комитеты занимались устройством беженцев на местах. Они подыскивали для них квартиры, выдавали продовольственное пособие, заботились о снабжении топливом. На них легла также забота об улучшении санитарных условий жизни беженцев и о возможном удовлетворении их культурно-просветительных и религиозных потребностей. Общее направление деятельности комитетам на местах давал уездный комитет. Он выработал отдельный план организации помощи беженцам.
Пособие получали лишь нетрудоспособные и не могущие найти себе работу. Право на получение пособия устанавливалось местными комитетами. А они с этой целью производили тщательное обследование беженцев, расквартированных в районе их действий. Для поисков работы трудоспособным при всех местных комитетах организовали бюро труда. Совместно с центральным уездным бюро они принимали все возможные меры в этом направлении. Поиски работы однако представляли большие затруднения. И вот почему. С одной стороны, из-за малого спроса труда из-за прекращения сельскохозяйственных работ и отсутствия промышленных предприятий в Верхнеднепровском уезде. С другой — в силу нежелания самих беженцев становиться на работу.
Так, беженец Самуил Сусь обратился с просьбой о помощи сыну, ученику Лиховского двухклассного училища. Уездная земская управа предлагала собранию выдать пособие в размере установленной стипендии — в сумме 48 рублей. Ее поддерживала комиссия.
Беженец Холмской губернии Андрей Дедюх просил о пособии для окончания курсов при Верхнеднепровском высшем начальном училище. Но поскольку он уже получал казенную стипендию, ему было отказано.
Приехавший из Волынской губернии Петр Лящук проживал в Верхнеднепровске. Он просил уездную земскую управу о пособии для окончания 4-го класса местного высшего начального училища. Юноша был освобожден от платы за учебу, но пособия не получал. Управа предлагала земскому собранию выдать ему единовременное пособие в размере 60 рублей.
Наконец, беженец из Волынской губернии Дмитрий Лавринюк хлопотал о назначении стипендии своему сыну, ученику 4-го класса Верхнеднепровского высшего начального училища. Ему также решили выдать от земства 90 рублей. Как и ученику 4-го класса того же училища, беженцу из Волынской губернии Николаю Царенко.
Губернская управа в свою очередь также пыталась решить вопрос об организации трудовой помощи беженцам. С этой целью 4 октября 1915 г. она созывает губернское агрономическое совещание. Оно признало, что для планомерного оказания помощи населению и объединения местных общественных организаций и местных сил населения необходимо в помощь земским управам учредить Земские волостные комитеты. Среди прочего им предлагалось участвовать в помощи и устройстве жизни беженцев.
Автор: Николай Чабан
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
1. Дуже потрібні медсестри/медбрати і санітарки/санітари з мед.освітою та люди без мед.освіти, до військового шпиталю та у лікарню Мечникова в Дніпропетровську прибула дуже велика кількість поранених. Персонал не справляється. Відгукуйтеся, друзі! Підходьте просто на прохідну, вартові попереджені. Адреса: вул.Комсомольська, 63(шпиталь) та лікарня Мечнікова (приймальне відділення, Штаб допомоги пораненим)
2. Волонтери для роботи в військоматах, запис на 1 поверсі ОДА, штаб нацзахисту та Кругла зала 9.00-22.00
3. Люди для створеня укріпрайонів у Дніпропетровській області, запис на 1 поверсі ОДА, штаб нацзахисту та Кругла зала 9.00-22.00
4. Для розчистки бомбосховищ у м. Дніпропетровськ, запис на 1 поверсі ОДА, штаб нацзахисту та Кругла зала, 9.00-22.00 Ответить | С цитатой