1907 год. Летний Екатеринослав бурлит: вот-вот начнутся гастроли богини танца-модерн, всемирно известной танцовщицы Лои ФУЛЛЕР.
Зрительный зал театра Коммерческого собрания не смог вместить всех желающих увидеть звезду парижских театров «Фоли-бержер», «Олимпии», «Елисейских полей». Мода на современные танцы, соединившие пантомиму, па классического балета и эротику, вихрем влетела в наш город.
Мария-Луиза Фуллер родилась 15 января 1862 года в штате Иллинойс и начала танцевать в четыре года. Очень быстро она сделалась постоянной участницей бурлеск-шоу под названием Buffalo Bill, Wild West Show.
Историки хореографии утверждают, что в 1891 году Лои Фуллер придумала танец с тканями из шелка, вдохновившись вздымавшимися во время репетиций шторами. Ей же принадлежит авторство и «Змеиного танца», во время которого исполнительница ловко манипулировала длинными кусками шелковой ткани, которые подсвечивались цветными прожекторами. Артистка даже получила несколько патентов на использование в танце сценического освещения и развевающихся тканей.
Когда Лои Фуллер прибыла на гастроли в Екатеринослав, ей исполнилось 45 лет – возраст критический для любой танцовщицы. Актриса потеряла былую стройность. А ее пышноватые формы не увязывались с обликом танцевальной примы. Но парижский шарм звезды привлекал наших земляков.
И вот первый спектакль. Мадемуазель Лои вдохновенно исполнила не только «Змеиный танец», но и свои коронные танцы - «Огонь», «Радость», «Бабочка», «Фиалка». Но зал театра Коммерческого собрания не был оснащен такой техникой, какая использовалась на европейских сценах. Ни о каких прожекторах и подсветках не было и речи. Номера исполнялись при свечах, которые, то и дело, гасли от колебания воздуха. Поэтому действо не произвело на публику никакого впечатления. В зале раздались свист и улюлюканье.
Назревал грандиозный скандал. Билеты на спектакли были проданы вперед, поэтому пришлось срочно спасать положение. Целую ночь рабочие сцены сооружали помост, инженеры устанавливали современную по тем временам технику для освещения. В итоге место для танца представляло некий вариант стеклянного пола, который подсвечивался снизу. Лои Фуллер была раздосадована увиденным, однако контракт диктовал свои условия. И платить неустойку за срыв гастролей в чужой стране ей совершенно не хотелось.
Во втором спектакле Лои Фуллер танцевала под музыку К.В. Глюка, Л. ван Бетховена, Ф. Шопена. Вдруг раздался треск на стеклянном полу. Актриса продолжала танцевать, а треск все усиливался. Мгновение - и Лои, поскользнувшись, упала. Во время падения порезала руки, кровь заструилась у нее по локтям. Зрители, которые до этого устраивали звезде овации, затихли. Лои Фуллер мужественно исполнила еще несколько танцев. И только когда кровь забрызгала ее платье, она, величественно поклонившись, исчезла за кулисами. Ее тут же госпитализировали в Земскую больницу.
Согласно хроникам, гастроли были прекращены, но толпы поклонников буквально осаждали больницу, где гастролерша провела несколько дней. За осколками стекла, которые врачи извлекли из ее рук, выстраивались очереди меломанов. А хозяин театра Коммерческого собрания проявил благородство и не стал требовать выплаты неустойки за срыв спектаклей.
Автор: Андрей Тулянцев
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |