Сто лет назад, весной 1914 года, в Екатеринославе торжественно открылся городской художественный музей. Но за сто лет вокруг этого события накопилось столько путаницы! Как будто никто из серьезных исследователей никогда не занимался первыми шагами нашего художественного музея. Во-первых, несправедливо забыто имя его основателя. Во-вторых, предостаточно напутано с первым адресом музея. И, наконец, в-третьих, сама официальная дата его основания никак не соответствует подлинной! Как же всё было в действительности, вы узнаете из нашей статьи.
Где быть музею?
Наш художественный музей — детище князя Николая Антоновича Гедройца (1853—1933), о чем напрочь забыто. Еще бы — как можно было в советское время писать, что музей в городе чугуна и стали основан благодаря князю? Тем временем этому человеку, художнику, меценату, замечательному общественному деятелю, многие южные города обязаны своими художественными музеями.
На съезде русских художников в Санкт-Петербурге в 1912 году князь ратовал за организацию передвижных художественно-просветительных выставок. В 1912 г. по инициативе Гедройца и при непосредственном его участии в Херсоне открывается художественный музей, а в Севастополе начал действовать кружок художественных ремесел «Среда». В 1913 году при участии Николая Антоновича основан художественный музей в Мариуполе. В том же году открыта художественная секция при Елисаветградском «Обществе развития грамотности и ремесел».
В 1914 году благодаря ему в Екатеринославе также открывается свой художественный музей. Правда, поначалу он именовался городским музеем — так его отличали от областного (исторического) имени Александра Поля.
Проблема особого помещения для выставки картин или художественного музея оставалась в городе постоянно. Корреспондент местной влиятельной газеты «Приднепровский край» в мае 1900 года писал: «Художник-агент рассказал мне о печальной попытке Общества южно-русских художников метать бисер в Екатеринославе. Прибыло сюда свыше ста картин, в числе их несколько шедевров, но зрителя выставка не нашла. Это было в ноябре (предыдущего 1899 года. — Авт.) и главным камнем, в который уткнулись передвижники, оказалась невозможность отыскать для выставки хоть сколько-нибудь сносное помещение».
Спустя пятнадцать лет, город «созрел» для открытия собственного художественного музея. Открыть его решено в здании центрального скетинг-ринка. Находилось оно примерно там, где ныне центральный вход в парк им. Глобы. Скетинг-ринк — это площадка с деревянным или асфальтным покрытием для катания на роликовых коньках. Центральный скетинг-ринк в Екатеринославе построили в 1911 году. По воскресеньям здесь проходили состязания в беге «на колесных коньках». Огромное здание использовалось и для выступлений гастролеров. Кто только не выступал здесь! Аркадий Аверченко, Сергей Рахманинов, Леонид Собинов… Судьба здания скетинг-ринка плачевна — скорее всего, оно разрушено в годы гражданской войны.
Но вернемся к событиям столетней давности. «Приднепровский край» 15 (28) апреля 1914 года писал: «Нет больше центрального скетинг-ринка». И на здании, где он помещался, имеется заманчивая надпись: «Городской художественный музей».
«Много спорили, пригодно ли это помещение для музея, — писал современник, — находили разные недостатки, но пока их незаметно, и зал музея в нынешнем его виде производит приятное впечатление».
Торжественное открытие
Кстати, какая точная дата открытия музея? Везде написано, что наш музей открылся 27 апреля по старому стилю, то бишь 10 мая по новому. А в действительности он открылся 14 апреля по старому или 27 апреля по новому стилю! Вот сколько ошибок вкралось в историю с музеем. А ведь все было лишь сто лет назад…
Перенесемся в тот весенний день. В двенадцать часов дня состоялось торжественное открытие музея. До нас дошли также имена участников торжества. Это был екатеринославский губернатор В. А. Колобов, управляющий казенной палатой В. М. Залебедский, германский вице-консул В. Я. Абермет, директор народных училищ Д. Н. Мухин, председатель уездной земской управы С. А. Бродницкий, члены городской управы К. И. Макаренко и Ф. Ф. Бурмейстер, городские архитекторы Д. С. Скоробогатов и Б. Я. Добротворский, городской инженер, ставший позднее городским архитектором А. Л. Красносельский, секретарь думы Н. А. Набиркин и другие.
После торжественного молебна городской голова Иван Способный выразил благодарность всем лицам, почтившим своим присутствием это торжество, а также и местным художникам, очень много потрудившимся на пользу этого музея. Затем городской голова огласил тексты телеграмм на имя президента Императорской академии художеств великой княгини Марии Павловны и на имя князя Николая Антоновича Гедройца в Николаеве. Видите: лишь двум особам посланы приветственные телеграммы! И среди них приятель Дмитрия Яворницкого князь Гедройц. Кстати, директора исторического музея Яворницкого видим на фото среди прочих участников торжества.
Затем все присутствовавшие осмотрели музей. Не отказали себе и в удовольствии сфотографироваться группой с губернатором и городским головой во главе.
Что увидели первые посетители
Собственно под музей было занято две трети зала скетинг-ринка, а остальная часть была отдана под студию художника Егора Егоровича Шрейдера (1844—1922 гг.)
В помещении музея было достаточно воздуха и света. В нем очень удобно разместились около пятидесяти картин, частью принадлежавших Императорской академии художеств, частью принесенных в дар музею частными лицами и художниками. Небольшие скульптурные произведения установили на особых деревянных тумбах в разных местах. Посредине зала стояло несколько «простых, но очень приличных» скамеек, с которых было удобно осматривать картины сидя.
У задней стены зала помещались три громадных полотна из картин Академии художеств. Но первой из них, принадлежащей кисти Панина, изображен въезд в город царя Ивана Грозного верхом на коне. На левом плане картины — большие каменные ворота, у которых павшие ниц обыватели. Царь, мрачный в лице, в пышном одеянии на белом коне необычайной красоты с круто изогнутой шеей, головой с роскошной до колен ниспадающей гривой. «По яркости красок, по тщательной выписке, писал современник, картина производит большое впечатление и заставляет долго любоваться собой». Речь шла о картине Михаила Панина «Тайный выезд Ивана Грозного перед опричниной» (1911).
Художник Михаил Никитович Панин (1877—1963) родом из Калужской области, учился в Петербургской академии художеств (1902—1911). Долгие годы преподавал в Днепропетровском художественном училище, заслуженный деятель искусств УССР (1951). Работал в области станковой живописи.
Вторая большая картина называлась «На могиле скифского царя» Антона Кандаурова. Третья картина — большой пейзаж «Ранняя весна» художника Колесниченко (сотрудники музея поправили: фамилия художника в действительности — Колесников).
По левую сторону зала первой музейной экспозиции разместились картины значительно меньших размеров. Здесь имелись и пейзажи, и жанровые картины. Внимание посетителей привлекала, в частности, жанровая картина Попова «Доигрались до зари».
Еще одна картина с первой выставки собственного художественного музея в Екатеринославе — «Больное дитя» Поликарпова, как указывала тогдашняя пресса (на самом деле это работа Прохорова). Эту картину, скорее, можно было бы назвать «Мать над больным ребенком», ибо главным образом на страдальчески озабоченной лице матери сосредоточил внимание зрителя художник.
Тут же был выставлен великолепный большой пейзаж Якова Бровара «Осенняя дорога». Художник изобразил дорогу в окрестностях Петербурга.
Музей в вашей жизни
Екатерина Глушак, переводчик:
— Впервые посетила художественный музей еще в школе. Моя любимая картина — «Портрет мальчика» Александра Головина. В последний раз была на прошлогодней выставке Никаса Сафонова. Но мои ожидания, правда, не вполне оправдались. Очень нравится мне мраморная скульптура в модерном стиле «Ночь» Витторио Карадосси. Это произведение сейчас выставлено на втором этаже музея.
Юрий Шковыра , геолог, писатель:
— В Днепропетровске я постоянно живу с 1960 года. В числе первых отправился в художественный музей, так что он в моей жизни уже более полувека. Множество выставок посетил я за эти годы. Последнее яркое впечатление — выставка «Нормандия в живописи» в ноябре 2012 — январе 2013 года. Люблю произведения художника-символиста Михаила Сапожникова.
Автор: Николай Чабан
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |