|«« | «« | »» | »»| |
Где одиннадцать, там и двенадцатый
Уже с порога заметен привычный в многодетных семьях порядок. Первое, что бросается в глаза, аккуратно поставленная в один ряд, cловно под шнурочек, обувь. Приятно и дыхание тепла из распахнутой хозяйкой навстречу мне двери. На улице холодно и дождливо, так что совсем не лишне на какое-то время укрыться от промозглой погоды где-нибудь под крышей. Тем более здесь, где тебя только что встречали испытывающие взгляды нескольких пар глаз, а буквально через несколько минут установилось полное доверие — малыши начинают откуда-то приносить и показывать свои игрушки. У двухлетнего Назара в руках почему-то один новенький сандалик. Восьмилетняя Надя, услышав, что будем фотографироваться, быстренько сбегала к себе в комнату, нарядившись в симпатичный бархатный сарафанчик.
Гам и суета тотчас же прекращаются, едва из соседней комнаты доносится негромкий плач младенца. Вихрем все срываются с места.
— Они ему и пикнуть не дают, сразу качать начинают, — в комнату заходит миловидная молодая женщина, толкая перед собой детскую коляску. — Вообще, наш маленький спокойный. Меня дети никогда не отягощали. И не нервировали. Кажется, я теперь просто не выдержала бы тишины в доме.
— Но ведь вам трудно. Детей не только родить надо, но и обуть, одеть, накормить, выучить.
— Мне кажется, трудности бывают в любой семье, большой или маленькой. Понятно, что в большой семье трудностей больше. Это много работы. Но с каждым ребенком я не скажу, что становится легче, просто дети подрастают, и тебе готов еще один помощник. А младшие смотрят на них и тоже стараются помогать.
Моя собеседница не выглядит измотанной родами женщиной. Здоровье матери и ее способность к деторождению — особая тема. Можно ли выносить и родить много детей? У некоторых сил на одного едва хватает.
— C каждыми новыми родами организм, известно, омолаживается, — говорит Наталья. — Я, может, и не рожала бы так часто, если б сил не было. Да и дети рождаются здоровенькими, крепенькими. У меня в этот раз в павлоградском роддоме побоялись роды принимать. Мол, двенадцатые — все может быть, к тому же плод, сказали, гигантский. Я их убеждала: у меня все сыновья крупные, справлюсь, мол. Но все равно рожать отправили в Днепропетровск.
Супругу пришлось постараться, чтобы «красиво» забрать жену с сыном из роддома.
— Дети тоже начали просить: «И нас возьми», — рассказывает Александр. — А у меня старенькая «Таврия». Четверо от силы на заднем сидении поместятся. Жена, ясное дело, на переднем с ребенком. Хорошо, друг помог. Дал свой микроавтобус. Так мы, когда обратно ехали, еще остановку сделали на берегу Самары. Получилось, чисто символически день рождения сына Тимофея отметили. Ему как раз в тот день 13 исполнилось.
Кто первый встал, того и тапки…
Отцом стать легко, а вот остаться им уже сложней. Напоминать об этом главе семейства не нужно. И об ответственности он тоже помнил всегда. Правда, в самом начале знакомства с Натальей пришлось положить на чашу весов и свою любовь, и отношения с мамой. Может, будущую свекровь не устраивало то, что избранница сына работала дворником? Так и у нее самой главным орудием труда до выхода на пенсию была метла. Масла в огонь противостояния подлило сообщение Александра о том, что он берет в супруги женщину с двумя детьми.
Ане тогда четыре года было, Диме — два. Конечно, решение принималось трудно. Но он сказал себе: раз они живут одной семьей, эти дети не могут быть ему чужими.
— Саша дал им свою фамилию, — глаза Натальи светятся благодарностью. — И со свекровью у нас отношения наладились. Сейчас она живет в Киеве, приезжает к нам в гости, помогает материально.
…Надо быть готовым к тому, что если семья не заоблачно богата, то уровень жизни с рождением очередного ребенка упадет. Где достать деньги — это чаще всего проблема отца. Мама же решает другую задачу: как выжить на те средства, которые он добудет. А что средства в этой семье невелики, говорит не только обстановка в доме, но и скромные желания его обитателей. Например, одна из дочек заканчивает 11 класс. Но вопрос о наряде для выпускного, который по нынешним меркам стоит порядочно, девушку вовсе не волнует. Говорит, наденет свое лучшее платье. И комплексовать по этому поводу она не собирается.
Да что там наряд на выпускной! Комнатных тапочек на всех не накупишься. Кто первый встал, того и тапки. А дети нетребовательные, потому что видят, как, не покладая рук, трудится отец. Работает он машинистом электровоза на шахте «Днепровская», в забое.
— Папа на поезде людей в шахте возит, вещи там всякие, — раскрывает секреты отцовской работы десятилетний Давид.
Хоть зарплата у старшего Царенко и неплохая, но даже с помощью от государства семья многого себе позволить не может.
— Вот в этом доме, — говорит Александр, — мы зимовали первую зиму. Я купил участок с фундаментом и 14 лет строился. Сам все делал своими руками. Пока строились, жили в малюсенькой хатенке, в которой прошло мое детство. Не хоромы вышли, а насколько денег хватило. Теперь вот надо летнюю кухню до ума доводить. Все сразу не получается.
Была в хозяйстве корова и сенокос прямо за окнами дома. Сыновья рано научились косой орудовать. Но корову пришлось продать — ушла вода, погорели сенокосы.
Спрашиваю Александра, знают ли о его многодетной семье на шахте? Оказывается, не только знают, но и на все праздники вручают подарки, чаще всего это сертификаты на покупку бытовой техники. Теперь у них, между прочим, две микроволновки, одна — подарок шахты, другую вручили в больнице им. Мечникова, где Наталья рожала Стасика, их двенадцатого.
А вообще-то он гордый, никогда ни о чем не просит. Не любит распространяться о своих проблемах. Потому большой неожиданностью для него было приглашение зайти в профком. Заместитель председателя профкома усадила рядом и напрямик спросила:
— Вы, говорят, строитесь? Так у нас есть возможность выделить вам материальную помощь.
Припоминаются и другие случаи, когда шахтный профсоюз подставлял ему свое плечо. Вот только путевками на море за 10 процентов их стоимости так ни разу и не воспользовались. Даже с такой скидкой пришлось бы выложить непомерную для семьи сумму.
— На море все-таки однажды были. В Бердянске, там еще залив такой был. Средняя коса то место называется, — отзывается жена, убаюкивая и прижимая к груди посапывающего малыша.
Эта трудная простая арифметика…
Расходы многодетной семьи можно долго перечислять и раскладывать по полочкам, но это скучно и неинтересно. Чтобы составить о них некоторое представление, любому желающему достаточно просто прикинуть, сколько денег уходит на подготовку одного школьника к новому учебному году. Нормально уходит. А теперь умножьте эту сумму на три, на четыре, на пять. Или, как в нашем случае, на семь школьников… Нет финансовых возможностей — не рожайте, скажет обыватель. Даже, мол, в семьях с достатком нередко ограничиваются двумя, тремя детьми.
Но материальная сторона не так существенна для их большой семьи. Или не настолько важна, чтобы кому-то из родителей вдруг пришла в голову мысль, будто кто-то из ребят стал им вдруг обузой или лишним человеком в доме.
Дело тут совсем в другом. В социальной несправедливости. Ведь многодетная мать — специалист широкого профиля: медсестра, врач, психолог, повар, уборщица. Тот же самый труд приемной мамы все признают работой воспитателя, за что ей и зарплата положена. Обычной же многодетной маме не засчитывают стаж, и пенсия у нее будет минимальная, социальная…
Супруги, конечно же, вырастят своих ребят. Люди верующие, Александр и Наталья говорят : «Бог дал детей, Бог даст и на детей». Они много раз убеждались в этом на практике. Счастье для них — это, по образному выражению главы семейства, когда «дом — полная чаша». Но совсем не богатства и достатка, в общепринятом понимании известного изречения. Их богатство — дети, которые и дарят родителям это самое счастье.
Автор: Валентина Кордюкова
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |