|«« | «« | »» | »»| |
И глина оживает…
Для кого-то глина — почва, грязь, налипшая на сапоги, а для гончара она — золото, благородный материал, из которого рождаются образы, уникальные, неповторимые изделия ручной работы. В чем секрет такого простого, очень земного материала, необычайно эффектного и такого притягательного? В оригинальных формах? Живой фактуре? А может, в искусности мастера, который так заботливо «растил» в своих руках будущее произведение искусства? Будь то простой цветочный горшок или маленькая фигурка милой девушки в глиняном наряде — испокон веков керамика привносила в нашу жизнь особую художественную атмосферу и красоту. Вазы, кружки, тарелки, игрушки и сувениры — перечислить все, на что способна глина в умелых руках, просто невозможно.
Всякая клеточка живой и неживой материи — сама по себе вселенная, в которой есть все: сознание, болезни, катаклизмы, переход в иное состояние. Только ничего бы не было без маленькой составляющей, которая делает небытие бытием. Это — творчество. У творца простая глина становится божественной субстанцией, в которой проявляются и мысль, и чувства, и душа. Любовь к глине должна быть взаимной. Кого-то глина сразу начинает любить, и у него после нескольких уроков получается буквально все. А к кому-то она настроена враждебно, и тогда, как ни стараешься, кроме серийных фигурок ничего оригинального не выходит.
Все стеллажи в кабинете Елены Алексеевны заставлены игрушками в виде птиц и зверей, декоративными статуэтками на темы народного быта. Блестящие лошадки, волы, всадники, куклы, расписанные лиловой, желтой, синей, красной, коричневой красками в народном стиле… Они хранят солнечный свет и тепло человеческих рук. И доброту детских душ, ведь, созидая, им уже не захочется разрушать хрупкий и красивый мир вокруг.
А стены этой творческой мастерской увешаны рельефными картинами и скульптурами — из раскрашенной глины. На одной — просто «бархатный» кот с немигающими жёлтыми глазами, на другой — тигр, вылепленный столь искусно, что кажется, вот-вот высматривающий добычу хищник в нетерпении забьет хвостом, с третьей прямо в душу смотрят печальные и умные глаза преданной собаки. Ещё много пейзажей.
Мир керамической игрушки — большой и красочный
Для кружковцев местные умельцы изготовили гончарный круг, но он ещё требует доработки и усовершенствования, центровки. И муфельная печь для обжига требует ремонта. Но и в таких сложных условия Елена Бугаева и сама совершенствует свое мастерство, и ребятишек учит премудростям народного промысла. Богатство стилей для малых керамических форм огромно, как и история глиняной игрушки. Елена Алексеевна посвящает кружковцев в особенности создания знаменитой бело-синей гжели (тем более что сейчас этот подмосковный промысел базируется на украинском сырье), весёлой дымковской игрушки, для которой красную глину окрашивают в белый цвет и на этом фоне создают лубочный, крупный яркий орнамент, геометрический рисунок рта и глаз, сглаженные контуры. Ещё кружковцы создают и косовскую игрушку с лёгкими примитивными формами, и опишнянскую — с неповторимой росписью, растяпинскую, где большое значение придается выразительно выписанным глазам. Есть и тверская, для которой присущ цвет обожженной глины, и тщательно прорисованная цветная ковровская…
Сейчас воспитанники Елены Алексеевны осваивают и петриковскую роспись в своих творениях. Глину кружковцы собирают в окрестностях города, обходятся тем, что есть под рукой. Этот материал для творчества хорош и тем, что, если вышло неудачно, всегда можно реставрировать, отправить в ванну с водой и создать новую эксклюзивную вещь. Здесь просто нет предела фантазии и совершенству! Сколько раз на выставках и конкурсах першотравенские юные керамисты представляли целые миниатюрные композиции, где воплощены жизнь и быт украинского села. И композиции в практически натуральную величину могут сделать. Среди победителей всевозможных конкурсов декоративно-прикладного искусства и воспитанницы секции керамики — Елизавета Порох, Полина Панежа, Светлана Хмелькова и другие.
Хрупкие цветы и «воздушные» куклы
Это уже аксиома: человек талантливый никогда не зацикливается на каком-либо одном виде творчества. Елена Бугаева освоила создание кукол из пенополистирола. Этот материал пластичен и лёгок, поэтому куклы получаются большими и словно воздушными. Привлекательные и жизнерадостные, если так можно сказать о куклах, они сразу притягивают взгляд и внимание. Здесь создают кукол не только похожих на людей, но и животных. Такая правдоподобная голова вола сейчас украшает стеллаж, а прежде этот вол был «запряжён» в телегу, груженую выставочными экспонатами юных и многогранных талантов Центра детского творчества.
Также под руководством Елены Алексеевны кружковцы создают дивные букеты методом так называемого холодного фарфора. В составе его — клей ПВА и крахмал, а лепестки роз и других цветов получаются настолько хрупкими, «живыми» и тонкими, что сквозь них просвечивает солнце, словно через классический китайский фарфор. Раскрашивают и красками, и гуашью. Новые технологии народных ремесел сегодня доступны в виртуальной сети. По словам Елены Бугаевой, глубины Интернета таят неисчерпаемые запасы творческих идей, многие из которых обязательно захочется воплотить в жизнь.
Автор: Людмила Маслова
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |