|«« | «« | »» | »»| |
Каждая игра — это маленькая битва
— Я родом из Киева — Подол, улица Спасская. Когда был в армии, меня пригласил в «Днепр» Михаил Степанович Дидевич. Одновременно позвали в московское «Динамо», и я пошел туда, — вспоминает Владимир Сергеев. — В конце 1967 года в команде поменялось руководство. Новый тренер не делал на меня ставок, поэтому я таки ушел в «Днепр». С тех пор живу в Днепропетровске. Начинал играть при Леониде Родосе. В следующем году в команду пришел Валерий Лобановский. Он был фанатом своего дела — очень любил футбол, полностью отдавался ему, даже порой во вред семье, которая жила в Киеве. При нем выступали очень хорошо. Три года, до 1971-го, пробивались в высшую лигу. Очень маленькой тогда была лавка запасных. Мы не могли распределить существующий состав так, чтобы ровно играть весь сезон и стать победителями. Лобановский был очень молодым, еще неопытным тренером, были и его недоработки. В высшей лиге наша скамейка запасных тоже часто оказывалась маленькой.
По словам Владимира Сергеева, тогда команда еще не имела такой значительной поддержки среди городской и областной власти, как в 80-х. Помогали только в облсовпрофе и руководители завода «Южмаш». Из «Днепра» наш герой ушел в 1973-м:
— Начались травмы. Я должен был закончить карьеру, но еще немного поиграл в казанском «Рубине». Каждая игра — это маленькая битва. И чтобы победить в ней, нужны хитрость, сила, целеустремленность. Футбольные годы я считаю лучшими в жизни.
Я в художники пойду, пусть меня научат
В конце семидесятых Владимир Сергеев вернулся в Днепропетровск. Продолжать футбольную карьеру не хотел — уже не было того запала, да и здоровье было уже не то.
— Еще до армии в Киеве я окончил училище прикладного искусства, умел рисовать. В Днепропетровске был художественный комбинат. Я попал в него чисто случайно и проработал лет двенадцать. Рисовали агитационные плакаты, стенды, панно.
В 1987 году, когда в Днепропетровске создавался первый в Союзе хозрасчетный футбольный клуб, начальник команды Геннадий Жиздик искал на художественном комбинате сотрудников. И работать художником в «Днепр» перешел Владимир Сергеев:
— Вместе с еще одним художником рисовали программки, выпускали плакаты к играм. В то время мы организовывали музей, он был рядом с «Метеором». Там стояли кубки, висели фотографии. Экспонаты нам отдавали родственники бывших футболистов. Очень сложно было, но к первым играм чемпионата мы его все-таки открыли. Приезжали туда со всего Советского Союза.
Потом нашему герою поставили задачу — научиться делать вымпелы. Овладевать этим мастерством он поехал во Львов. Там был художник, который снабжал вымпелами весь Советский Союз — и команды высшей лиги, и сборную:
— Жиздик дал мне в дорогу сумку. Там была черная икра, еще что-то. Говорит: передашь ему. Тот развернул: «О как! Ну, идем». Сам процесс изготовления вымпелов я уже изучил по книгам, осталось только попрактиковаться. Я приехал, и через неделю выпустил первый вымпел.
Во Львове работал целый цех по производству вымпелов. Рабочих было шесть-семь человек. Это и швеи, и те, кто наносил позолоту. Через два года у Владимира Сергеева уже была мастерская ничуть не хуже. Позже художественный кооператив «Форвард» даже стал приносить деньги клубу.
Один из вымпелов, выпущенный «Форвардом», возможно, висит где-то в покоях Папы Римского. Когда тогдашний руководитель ФК «Днепр» Игорь Ситников вез команду на встречу с Папой, заказал Владимиру Сергееву подарок для его святейшества. Специальный вымпел выпустили к знаменитой встрече «Днепра» и «Бордо» в 1985 году. За время существования кооператив выпустил около полутора тысяч вымпелов.
Об эмблеме и не только
По словам художника, нынешняя ладья, изображенная на эмблеме клуба, была придумана во Львове тем самым, к сожалению, неизвестным художником в 1983 году. Когда команда стала чемпионом СССР, Геннадий Жиздик заказал ему массу разных вымпелов и попросил изобразить эмблему.
— Нам нужна эмблема, — однажды сказал Геннадий Афанасьевич Владимиру Сергееву.
Тот нарисовал несколько вариантов. Выбрали, утвердили и запатентовали. Но когда Геннадий Жиздик перестал руководить командой, то и к эмблеме вернулись старой.
— Я старался изобразить ладью, похожей на голубя, потому что очень люблю этих птиц, — объясняет автор старого символа побед Владимир Сергеев.
Его карандашу принадлежит и современная эмблема Федерации футбола Днепропетровска. Нарисовал ее художник всего за вечер.
Сегодня он пенсионер. Больше не занимается вымпелами. Личная трагедия и воспоминания, связанные с ней, отвратили от некогда любимого дела. Cвой вымпельный цех и секреты мастерства передал детям — дочери и зятю. Они тоже оформляют формы спортсменов и другую атрибутику. Именно они — авторы форм юных футболистов Академии «Днепр». Если в бытность Владимира Владимировича производили и по 500 вымпелов, сегодня приходят заказы от силы на двадцать штук. Берутся и за пять-десять вымпелов. Правда, сейчас и технология производства стала проще — спасает компьютер. Раньше же на изготовление одного вымпела пяти-шести цветов уходило около пяти дней.
Рисовать Владимир Сергеев тоже бросил. Но мечтает когда-нибудь начать снова:
— Не хватает смелости. В этом возрасте к себе относишься уже очень критично, видишь все недостатки. А уже хочется добиваться больших успехов — рисовать такие картины, которые будут нравиться даже себе самому.
Есть у Владимира Владимировича еще одна мечта — чтобы пострадавшим футболистам помогали:
— Я не могу сделать операцию на ногах, но говорю не о себе. Футбол развивается, для зрелищности становится более жестким. Было бы хорошо, чтобы у спортсменов, получивших на поле травмы, была дополнительная поддержка.
Автор: Алена Дрыга
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
а. Ответить | С цитатой