Впервые настоящий токарный станок Алексей увидел на уроках труда. И тем, что на этом станке можно было выточить, парень загорелся еще во время учебы в школе. Так что все это — родом из детства.
— По специальности я — химик, инженер-технолог, — рассказывает Алексей Михайлович. — Родился в Киргизии, в семье профессиональных химиков. Отец стоял у истоков урановой промышленности, поэтому его и направили в Желтые Воды. В 1958 году здесь как раз запускался новый завод.
Алексей Болдаев закончил здесь пятую городскую школу, отучился в Днепропетровском химико-технологическом институте. Начинал свою трудовую деятельность в Северодонецке, а через пять лет, в 1979-м, возвратился в родной город уже с женой Натальей и дочуркой Мариной.
Неизвестно, что было бы, если инженера и начальника смены завода Болдаева не направили для работы по обмену не куда-нибудь, а в Восточную Германию. Именно там он впервые столкнулся совершенно с другой культурой, да что культурой — другим миром вообще. Вместе с семьей советский специалист пять лет прожил в Тюрингии, работал в акционерном обществе. Дочь посещала русскую школу, поскольку жили они в русской колонии. Именно там Алексей Михайлович воочию увидел, что на Западе производство ушло на 30 лет вперед. И нам за ними уже не угнаться.
Так вот именно в Германии он поразился тому, что в обычной мастерской каждый желающий после работы может прийти и попробовать свои силы на токарном станке. Как этому научиться? Просто: на примере других. И он учился. Начинал с простейшего — вытачивал на станке деревянные ручки для инструментов. Потом попробовал сделать подсвечник — непременный атрибут немецкого дома. К празднику 8 Марта вместе с друзьями сделал каждой из жен в подарок по чудесному подсвечнику.
Как оказалось, у немцев на нашем 102-м заводе в то время была прекрасная мастерская, где диспетчеры смен — все фанаты по работе с деревом. Вместе с приятелем Вениамином Алексей Михайлович решал вопросы по добыче материала, в частности бука, которого в Германии предостаточно.
— Я видел там хороших мастеров и обратил внимание, что они все доброжелательные — у них напрочь отсутствует чванство, — ностальгирует желтоводский ветеран. — Если немец видит, что человек увлечен, то он ему все, что знает сам, расскажет и покажет.
Именно там, в Тюрингии, и родилась у него мечта — иметь свой столярный станок. Поэтому домой, в Желтые Воды А. М. Болдаев возвращался с твердым убеждением, что у него обязательно будет такой же. Купил сразу полдомика, затем полгода копил на материалы и таки построил для себя мастерскую.
Тогдашний генеральный директор ВостГОКа Михаил Иванович Бабак, человек очень достойный, последний руководитель-производственник пошел навстречу пожеланиям трудящих, а потому возле Дома быта открыли новый участок — цех товаров народного потребления. Именно сюда Алексей Болдаев ушел ваять табуретки, столики, вешалки и прочие деревянные вещи, потеряв в заработке в два раза.
— Когда точишь на станке — забываешь обо всем, — говорит желтоводский мастер. — Для меня эта работа — настоящая отдушина, та релаксация, которая нужна, как воздух.
Уже около 20 лет этот мужчина имеет счастливую возможность творить в домашней мастерской, где у него и станок имеется, и все необходимые инструменты. Потому его жена Наталья не нарадуется на все, что сделано для их дома талантливыми руками ее мужа. А это — различные подставки, карнизы, стол и стулья, табуретки на кухню, солонка, хлебница, подсвечник — да много всего, есть даже подставка на колесах под кадку. Хочется мастеру сделать еще красивую люстру с лампочками-экономками, а еще…
Уже пятый год Алексей Михайлович пребывает на заслуженном отдыхе. Он, как и раньше, продолжает работать с деревом. Вот сейчас, например, делает для соседей стол и скамьи, точит ручки для автомобильных переключателей скоростей. Кроме этого, в прошлом году вышел на контакт с городским историческим музеем, директор которого Елена Кобзарь сразу же заинтересовалась его красивыми поделками. Это был не просто интерес — мастеру предложили выставить свои работы на одной из арт-ярмарок, которые регулярно проводятся музеем.
— По правде сказать, я до сих пор жив только благодаря работе с деревом, — признается Алексей Михайлович. — Ведь многие из тех, кто вышли на пенсию, не знают, чем заняться, потеряли смысл жизни, все им тоскливо как-то. Да и какая реализация, когда человек не придумает, что делать?..
Автор: Елена Чернявская
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |