|«« | «« | »» | »»| |
Вот уже тринадцать лет Евгений работает преподавателем кружка исторически-стендового моделизма городской станции юных техников Днепропетровска. Каждый день идет на работу как на праздник – счастлив человек, у которого хобби стало профессией. Вместе с подростками вырезает, склеивает, красит модели техники. Многие из его воспитанников – уже взрослые люди, продолжающие самозабвенно собирать самолеты и танки.
- Конечно, в нашу эпоху моделизмом интересуется гораздо меньше детей, - признает Евгений Кузнецов. – Слишком многих поглотил компьютерный мир... Я стараюсь брать в секцию 12- 13-летних ребят, у которых и руки что-то умеют, и мозги работают. Но бывают и исключения. Вот, например, Кирилл Муравьев, пришел к нам во втором классе, и всего за год достиг такого уровня, что его моделям самолетов завидуют и взрослые... Меньше стало не только мастеровитых подростков, но и коллекционеров модельной техники. Оставшиеся – сидят по домам, даже на проводимые выставки модельной техники их не заманишь. В 1980-х ДК фабрики Володарского объединял сотни подобных собирателей. Сейчас же наш кружок – единственный огонек для таких энтузиастов.
Может, у каких-то коллекционеров и есть более впечатляющие собрания моделей. Но я был просто зачарован шикарными застекленными стендами с самолетиками разных эпох в вестибюле станции юных техников. Не ко всем из доброй сотни моделей приложил руки именно Кузнецов – часть собрана его учениками. Парадоксально, но Евгений точно даже не знает, сколько самолетов – сотня, две? – он за свою жизнь собрал.
А его «первенцем» (получается, открывшим дорогу к его нынешней жизни и профессии) в пять лет стал МИГ-15. Отец вместе с мамой Евгения всю жизнь проработал в КБ «Южное», запускал ракеты с Байконура, - тяга к небу Жене, наверное, генетически передалась. Из одной командировки он привез сыну модельку советского истребителя, помог ее склеить. Это занятие с ходу настолько Евгения увлекло, что после школы он бежал не домой, а в секции игрушек за сборными самолетиками. Порой бывали дни, когда за день склеивал по две-три модели! И хотя в подростковом возрасте Евгений позанимался и судомоделизмом, и в кружке выжигания и выпиливания, любви к летающей красоте он не изменил.
- В квартире родители определили для моей коллекции самолетиков специальный шкаф, - рассказывает Евгений Кузнецов. – Но с этим собранием произошло ЧП: на каком-то семейном празднике родственница умудрилась шкаф опрокинуть на себя. Слава Богу, он ее не зашиб, но от большинства самолетиков остались только обломки. А когда я ушел в армию, оставшиеся модели родители раздарили… Самолеты я умудрялся склеивать даже в армии. Как-то попал в медсанбат и обнаружил там завалявшийся набор. Собрал экземпляр, подарил командиру – заказы посыпались лавиной…
Часто юношеское увлечение угасает при взрослении человека. Такая история приключилась и с Евгением. Он с «красным дипломом» окончил ДИИТ, пошел в «Днепрометропроект» заниматься нашим метрополитеном. Но после запуска первой очереди метро наступили проблемные времена и стало не до перспективного проектирования. Выживать помогали все те же самолетики: склеивал их на заказ состоятельным коллекционерам. А потом по подсказке друзей зашел однажды на знакомую с детства станцию юных техников – да и прирос к ней на десятилетие.
Если раньше станция была подобием ПТУ (где детей обучали профессиональным навыкам), то современных подростков учителя учат прежде всего… отдыхать, находить новую отдушину, увлечение в жизни. Современная детвора хоть и развитей советских сверстников, но непоседливей. Поэтому первые шаги в моделизме подросткам предлагают делать с машин упрощенной сборки, в которых мелкие деталюшки уже заштампованы в крупные узлы. Такая техника при минимуме возни с ней выглядит эффектно, а радости ребенка, собравшего свою первую модель, нет границ. Современный выбор наборов для сборки коллекционеров советской поры, наверное, довел бы до инфаркта. Помню сам, как раньше неделями приходилось обегать все магазины игрушек города в ожидании новой модели – собой роскошью считались ГДРовские! Сейчас заходи в любой магазин – глаза разбегаются от самолетов-танков-кораблей-машинок европейских, украинских и особенно активных китайских производителей.
Когда Кузнецов стал преподавателем СЮТ, вспыхнула в нем и прежняя страсть к склеиванию самолетиков.
- Моей мечтой в детстве была ГДР-овская модель спутника «Восток», - вспоминает он. – Она была редкой и дорогой, но деньги у родителей я все-таки выпросил. Тот спутник, пока я служил, тоже канул в лету. И вот как-то у приятеля я увидел такой же, только полуразбитый, без многих деталей. Забрал, полностью восстановил, а потом понеслось…
Особую слабость Евгений питает к американским военным самолетам средины двадцатого века. По размеру самые впечатляющие в его нынешнем собрании – бомбившие Вьетнам американский В-57 и английский В(1)Мк8. На фоне этих монстров крошечными выглядят истребители «Старфайтер» («Летающая ракета»), «Бэнши» («Вопящее приведение») и венчающий собой коллекцию палубных самолетов экспериментальный «Пого» с вертикальным взлетом. Рядом стенд с истребителями Второй мировой войны: советскими, немецкими машинами, американскими «Аэрокобрами», «Мустангами», «Апачами». Об истории каждой машины Евгений может рассказывать часами…
Глядя на этого увлеченного небесной техникой человека, я пытаюсь понять: а как его… нет, не хобби, а образ жизни, воспринимают в семье?
- Моя нынешняя супруга Ирина – третья в жизни, а с предыдущими развелся, потому что они не принимали моделизм, - то ли шутит, то ли серьезен Евгений. – С Ирой (которая вообще очень творческая натура со своими хобби) я и познакомился благодаря ее брату, который тоже занимается моделизмом. Так что самолетики нас не разъединяют, а только делают ближе.
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |