Это не первый его приезд в родной город. Нынешняя встреча состоялась в рамках празднования 20-летия установления дипломатических отношений между Украиной и Мексикой.
Сегодня павлоградец Александр Лабза является президентом Ассоциации «Cultura Musical Orizaba A. C.», основателем и главным дирижером Международного музыкального фестиваля детско-юношеских симфонических оркестров (штат Веракруз, Мексика).
За ручку в нашу музыкальную школу его никто не приводил
— Пришел он к нам уже в подростковом возрасте, — рассказывает бывший преподаватель сольфеджио Павлоградской детской музыкальной школы №1 Елена Ивановна Ачкасова. — Мальчик был совершенно неподготовленным. Саша выбрал аккордеон, хотя с таким же успехом мог выбрать любой клавишный инструмент. Ему было все равно, на чем играть. К учебе относился очень ответственно, что к урокам, что к участию в конкурсах. Играл в оркестре народных инструментов, мог заменить в случае необходимости хоть балалаечника, хоть контрабасиста.
Преподаватели сразу же увидели в новичке целеустремленную личность. Догадывались о материальных трудностях в его семье, но Саша никогда об этом не рассказывал, да и взрослые старались обходить щекотливую тему стороной. Но однажды с большой деликатностью преподаватели предложили мальчику помощь в покупке аккордеона по сходной цене. Своего инструмента у парня не было.
Его называют в этих стенах самородком, а иначе бы Александр не закончил музыкальную школу экстерном, всего за три года. Днепропетровское музыкальное училище им. Глинки, где он обучался по классу аккордеона, вспоминается ему с особой теплотой. Здесь помогали и своя особая аура, и доброжелательная атмосфера, что в немалой степени укрепило в его сознании: все приходяще, а музыка вечна.
Здесь, в училище, случился поворот и в личной жизни юного музыканта. На скрипичном отделении он заприметил симпатичную черноволосую девушку. Диана Фонсека Ранхель приехала обучаться музыке из Мексики. Между молодыми людьми возникла взаимная симпатия. Они не знали, как сложится жизнь и будут ли они вообще вместе. Тогда их объединяла неистовая любовь к музыке.
Училища Александру показалось мало, и он заканчивает Донецкую государственную консерваторию. Учеба позади. Что дальше? Вопрос совсем не риторический, если учесть, что на дворе лихие девяностые. Заводы стоят, в стране растет безработица. Тут уж не до музыки и судеб музыкантов. А он уже женат, надо думать, как прокормить семью.
Аккордеонист и скрипачка — не пара?
— В Павлограде мы с Дианой не нашли себе применения. И в 1993 году решили уехать на ее родину, в Мексику, — делится с друзями спустя много лет Александр. — Проблем с языком не было до такой степени, что я даже вначале устроился в одну кофейную компанию переводчиком. С этой же компанией приезжал в Москву — фирма заключала контракт на поставку в Россию кофе.
Проблемы, как оказалось, были в другом. Мексиканская родня довольно прохладно отнеслась к появлению украинского зятя. Александру и Диане пришлось много пережить, чтобы отстоять свое право на любовь. После непродолжительного пребывания в доме тещи молодым супругам было предложено раздельное проживание. И без родительского содержания. Было очень трудно, а любовь к музыке денег пока не приносила, но Александр и Диана не дали разыграться мексиканским страстям. Они перебрались из Мехико в город Орисабу, куда их позвала к себе подруга Дианы.
Без музыки ни он, ни она жить не могли. И супруги, немного подзаработав денег, решили открыть частную детскую музыкальную школу. Объявили набор, очень волновались — удастся ли набрать хотя бы один класс. Волнения оказались напрасными, записалось 50 детишек-детсадовцев. Тут же, в детском саду, и начали арендовать небольшое помещение для занятий. Осуществлялась давняя мечта Александра — открыть свое личное дело, музыкальное учебное заведение, в котором он смог бы в полной мере реализовать себя как музыкант-педагог.
Так и появилась музыкальная школа под громким названием «Академия музыки имени Бетховена». Александр учил детей игре на всех клавишных инструментах, Диана — игре на скрипке и виолончели. Оплату они установили приемлемую даже для малообеспеченных жителей. Методику обучения игры на музыкальном инструменте и преподавания теоретических дисциплин Лабза разработал сам.
Уважение и признание пришли к интернациональной музыкальной семье через пару лет, когда их воспитанники начали демонстрировать то, чему их научили. Увеличивалось число желающих обучаться музыке именно у Александра Лабзы. Теперь в академии не только малолетние дети, но юноши и девушки.
Однако очень часто хочется поехать в родные места, на Днепропетровщину. И как только выдается удобный случай, он приезжает, как сам говорит, домой. В один из своих последних приездов Александр и его жена Диана посетили свою альма-матер — Днепропетровскую музыкальную консерваторию. Весь свой симфонический оркестр привезти не получилось, пришлось ограничиться камерным ансамблем «Виолино» и восемью солистами из оркестра. Они выступили в Новомосковске, в Павлограде, в музыкальных школах Днепропетровска, литературном музее и научной библиотеке, а завершили свою поездку концертом в Днепропетровской консерватории. Играли дети произведения мексиканских композиторов Авгутина Лары и Марии Гривер, а также народные мексиканские, итальянские, украинские и русские песни. Все это в чудесных аранжировках Александра Лабзы.
В феврале этого года Александр и Диана представляли жюри на празднике музыки «Волшебный камертон», ежегодно проводимом в Харькове в помещении Национального технического университета «Харьковский политехнический институт». Там же они и выступили вместе со своим тринадцатилетним сыном Ярославом, который, как и мама, обожает скрипку.
Помимо своей преподавательской работы, Александр Лабза много внимания уделяет пропаганде молодежного музыкального творчества. Он — организатор шести международных музыкальных фестивалей детских и юношеских коллективов, в которых принимает участие и его родной симфонический оркестр из 50 музыкантов. Два года тому назад оркестр принимал участие в VII Международном фестивале детских и юношеских коллективов, гастролировал по Японии.
Конечно, все это требует немалых средств. Нужно покупать инструменты, заниматься организацией выступлений. Но ему, музыкальному фанату и очень коммуникабельному человеку, удается не только расположить к себе хозяев крупных промышленных предприятий, но и подружиться с ними, убедить в том, что для развития музыкального искусства в своем городе не надо жалеть денег.
Удивительно, но напористый украинец добился поддержки даже в дипломатических кругах страны. Его познакомили с мексиканским консулом, благодаря содействию которого он в 2010 году, объявленном решением ЮНЕСКО годом сближения культур народов мира, представлял украинцам музыку и народные песни Мексики. А его воспитанники знакомились с нашими традициями и нашим национальным искусством.
Связь с дипломатами оказалась настолько прочной, что и в этом, недавнем октябрьском посещении Павлограда, «присутствовали дипломатические нотки». Украинский мексиканец «был задействован» в проведении торжественных мероприятий по случаю 20-летия установления дипломатических отношений между Украиной и Мексикой.
Автор: Валентина Кордюкова
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Или хоть какие-нить? Ответить | С цитатой