Сегодня, когда мы располагаем несравненно большими техническими возможностями, – проблема грамотного управления отходами, увы, по-прежнему остается одной из болезней урбанизированного общества. Более того: производство отходов можно, пожалуй, назвать одним из самых стабильных и массовых «производств» современной цивилизации. Вторым по практическому применению методом обезвреживания муниципальных отходов после захоронения их на полигонах является уничтожение на мусоросжигательных заводах (МСЗ). Этот метод широко распространен в странах с высокой плотностью населения и дефицитом свободных площадей (Япония, Германия, Бельгия и др.).
В Украине на данный момент существует всего два МСЗ – в Киеве и Днепропетровске. Более того, в феврале текущего года в СМИ появилась информация о том, что деятельность Днепропетровского завода была приостановлена. То есть при фактической экологической угрозе погрязнуть в горах ТБО, по сути, перспектива решения этой проблемы – туманна. О возможных последствиях и подоплеке решения касательно участи МСЗ мы обратились к Владимиру Атамасю, заместителю генерального директора по развитию компании «Экология Украина», в собственности которой находится завод.
Сейчас в Украине «на слуху» многочисленные проекты переработки мусора. Компания «Экология Украина» эксплуатирует и полигон, и мусоросжигательный завод. Расскажите об особенностях этих объектов, пожалуйста.
По разным оценкам, в Украине с целью захоронения ТБО используется 4157 мусорных свалок и полигонов, общей площадью в 7,4 тысячи гектара. Лишь 3,5% ТБО сжигается на двух мусоросжигательных заводах Украины – в Киеве и Днепропетровске. 5,8% от общего количества мусорных свалок (243 единицы) – перегружены, а 1187 единиц (28,5%) – не соответствуют нормам экологической безопасности. При этом объем образованных и вывезенных на полигоны твердых бытовых отходов постоянно растет, увеличиваясь ежегодно практически на 4 млн. куб.м. С такими темпами не за горами тот день, когда все наше государство «от Сана до Дона» превратится в один большой полигон или того хуже – стихийную свалку. На сегодня в Украине существуют лишь единичные полигоны ТБО, построенные и эксплуатируемые согласно установленным стандартам.
Мусоросжигательный завод – ответ индустриального общества на проблему «кризиса свалок». Он представляет собой промышленный комплекс, включающий в себя несколько направлений и этапов переработки ТБО и позволяющий уменьшить массу отходов путем их термической переработки на 70—90%.
Днепропетровский мусоросжигательный завод был спроектирован в середине 1980-х на базе системы сжигания ТБО на валковых колосниковых решетках системы «Düsseldorf» с использованием котлов чешской компании «ČKD DUKLA», без выработки электроэнергии. Введен в эксплуатацию завод был в 1992 году. То есть на тот момент МСЗ воплощал в себе передовую сложную технологию, включающая цепочку последовательных температурных режимов и сложную систему газоочистки. Одновременно были спроектированы 4 подобных завода в Киеве, Харькове, Севастополе и Донецке. Из них сегодня уцелели только два, как ранее было отмечено – в Киеве и Днепропетровске, остальные – разграблены и порезаны на металлолом. Находясь в коммунальной собственности до 2003 г., завод эксплуатировался неэффективно, и в результате был остановлен. Его ожидала участь своих «братьев», но в 2003 г. компания «Экология Украина» выкупила завод из коммунальной собственности и реанимировала его работу, тем самым фактически спасла от исчезновения. Силами ООО «Экология Украина» был выполнен капитальный ремонт котлов и электрофильтров. Но, к сожалению, существующая в Украине система регулирования тарифов не позволяет обеспечивать качественную эксплуатацию МСЗ. В частности, тариф на утилизацию ТБО в Украине составляет 8 ЕВРО/т, а в ЕС – от 50 до 230 ЕВРО/т. В виду несоответствия тарифов, МСЗ был всегда убыточен, затраты на его содержание постоянно дотировались со стороны ООО «Экология Украина».
Как результат, деятельность Днепропетровского МСЗ была признана нецелесообразной?
Нельзя сказать, что мусоросжигательные заводы – нецелесообразны, просто при нынешнем уровне социально-экономического развития Украины МСЗ для многих городов – это непозволительная роскошь. Строительство нового аналогичного МСЗ в Днепропетровске обойдется в 100 млн. ЕВРО. Привлечь инвестиции подобного порядка – непосильная задача. Мы посетили подобные объекты в США, ЕС и Южной Корее. Решение, на котором мы остановились – реконструкция действующего МСЗ, что подразумевает под собой установку современных котлов, агрегатированных турбинными и генераторными установками, позволяющими преобразовывать энергию, получаемую при сжигании мусора, в электрическую и тепловую.
То есть вы не планируете до основания разрушить, а затем…
Ни в коем случае! По статистике в 2011 году на мусоросжигательном заводе было утилизировано 48,5% общего объема ТБО, образованных в Днепропетровске, что подтверждает его жизненную необходимость для города. Разработанный нами проект хорош тем, что предполагает инсталляцию сверхсовременных котлов и генераторов, новейших систем очистки дымовых газов. Комплекс будет отвечать самым высоким техническим и экологическим стандартам.
То есть в результате преобразований завод будет продуцировать электроэнергию?
Не только. Благодаря действующему в Украине «зеленому тарифу» на электроэнергию, вырабатываемую из отходов, мы сможем обеспечивать эффективную эксплуатацию МСЗ без повышения тарифов на переработку отходов. Ведь одной из ключевых затрат, которые влечет за собой успешная работа завода, является именно плата за потребляемую электроэнергию, необходимую для обеспечения работы системы фильтров. Кроме того, мы планируем снабжать ж/м Западный тепловой энергией.
Вы говорите весьма уверенно. Откуда убежденность в абсолютном успехе затеянной кампании?
Во-первых, уверенность придает имеющийся опыт. Буквально на второй год функционирования МСЗ, то есть еще в 1993 году, был протянут паропровод, по которому пар поставлялся ЮМЗ для технологических нужд. К сожалению, в связи со сворачиванием своей деятельности гигант машиностроения в кризисные годы отказался от потребления пара. Но как бы там ни было, мы получили бесценный опыт термической переработки отходов. То есть теперь нам предстоит лишь усовершенствование отработанных навыков, что, как известно, проще и дешевле, нежели построение системы с нуля. Во-вторых, наш проект уже заинтересовал ряд зарубежных инвесторов. Сейчас мы в процессе подписания протоколов о намерениях. То есть первый шаг в реализации нашего проекта уже сделан.
|
|
|
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |