Точнее помещений театров как раз хватало, но при этом не было ни одной оперной и драматической труппы. Поэтому, когда город с гастролями посещали заезжие знаменитости, в концертных залах, как правило, яблоку негде было упасть. А заезжали, надо сказать, звезды первой величины.
БОСОНОЖКА АЙСЕДОРА
В феврале 1924 года в Екатеринославе с аншлагом прошли концерты известной заграничной танцовщицы Айседоры Дункан. Выступление танцующей «босоножки» проходило в Большом театре им. Луначарского (здание было уничтожено во время Великой Отечественной войны, располагалось в районе нынешнего театра им. Горького), который вмещал в себя 1200 человек. Состоялось два концерта — 18 и 22 февраля.
«Первый вечер был посвящен произведениям Шопена, а во время второго концерта Дункан танцевала под музыку Чайковского, Скрябина, Бетховена, Вагнера и на бис исполнила свой знаменитый «Интернационал», — рассказала нам завотделом истории Украины 1917—1945 гг. Днепропетровского национального исторического музея Людмила Маркова. По отзывам местной прессы тех времен, наплыв зрителей на эти представления был колоссальным. «Никогда театр за время революции не видел столько народу, который бы шел не на митинг, а в театр смотреть и платил довольно дорогую плату за место...», — отметил корреспондент газеты.
Летом 1936 года в Днепропетровск приехал легендарный кубинский шахматист Хосе Рауль Капабланка, ставший третьим чемпионом мира по шахматам, удерживавшим это звание в течение шести лет — с 1921 по 1927 годы. 21 и 23 июня в Зеленом театре (разрушен во время ВОВ) парка им. Шевченко король шахмат провел два сеанса одновременной игры на 30 досках с лучшими шахматистами-металлургами заводов юга Украины. Как ни удивительно, но нескольким аматорам удалось-таки поставить мировой звезде шах и мат. «У Капабланка выиграли: Альтгаузен (завод им. Ленина) и Болелавский (Днепродзержинск)», — написали после поединков газеты.
В 1940 году среди днепропетровцев поднялся небывалый ажиотаж — в городе объявили о восьми концертах всенародной любимицы киноактрисы Любови Орловой. Дважды в день, с 15 по 18 апреля, артистка выходила на сцену, чтобы спеть песни из знаменитых фильмов со своим участием: «Цирк», «Волга-Волга» и т. д. «Выступления прошли в концертном зале филармонии. Концерты артистка начала двумя песнями Даргомыжского «Я все еще люблю его» и «В 16 лет».
Лет двадцать назад Орлова была в нашем городе в составе музыкального театра Немировича-Данченко. Выступала в ряде спектаклей во время гастролей театра и вот артистка вновь в нашем городе», — отмечалось на страницах газеты. Во время пребывания в Днепропетровске Любовь Орлова встретилась с работниками кинотеатров города, которым рассказала о своей работе в кино.
Разговоры о необходимости создания в городе собственной театральной труппы велись еще с 1923 года и, наконец, в 1927 году из Киева в Днепропетровск был переведен 1-й театр Украинской Советской республики им. Шевченко. «Сезон 1927-1928 годов театр открыл уже под названием «Днепропетровский украинский драматический театр им. Шевченко». На сцене театра шли переведенные на украинский язык пьесы Мольера, Ибсена, Шоу; украинская и российская классика: «Лісова пісня» Леси Украинки и «Ревизор» Гоголя», — рассказала Людмила Маркова.
С 1927 года в Днепропетровске начал работать театр юного зрителя «Пионер», который занимал помещение бывшего «Интимного театра» (ныне — Гранд-отель «Украина»). Судя по газетным статьям того времени, малышей, как и взрослых, театральные постановки обязаны были воспитывать в правильном политическом ключе. Так, например, в 1932 году на сцене этого театра шел спектакль для детей под дивным названием «Винтовка №492116».
Человек-оркестр с «батиштоном»
В 1930 году в город привезли диво дивное — «Батиштон». «22—23 августа давал концерт тульский рабочий-изобретатель по фамилии Батищев. Он изобрел необычный аппарат, который соединял в себе три скрипки, баян и фортепиано. Умелец с помощью каких-то приспособлений мог одновременно играть на всех этих инструментах. В прессе его даже прозвали «человек-оркестр», — рассказал нам научный сотрудник ДНИМ Дмитрий Романчук.
Публика с восторгом приняла диковинку. «На концертах «Батиштона» зал был переполнен. Неспроста этим изобретением заинтересовались за границей и предлагали жене Батищева продать его», — написала местная газета.
Автор: Майя Скиданова
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
------------------------------------
В 1920-е гг. Зимний, переименованный в театр имени тов. Луначарского, продолжает использоваться как для проведения собраний, съездов, митингов, так и для гастрольных выступлений. Только в 1927 г. театр получает собственную труппу, первую театральную труппу города, переведенный из Киева 1-й государственный театр украинской драмы им. Т.Г. Шевченко. В 1931 г. театр им. Шевченко перемещают в бывший театр Английского клуба, а театр им. Луначарского передают созданному в 1928 г. Днепропетровскому Рабочему Оперному театру.
http://gorod.dp.ua/history/article_ru.php?article=226 Ответить | С цитатой
Исаак Болеславский жил в Днепропетровске, а не в Днепродзержинске. Ответить | С цитатой