«Мои родители не были музыкантами, — рассказывал Леонид Борисович. — Отец был фотографом и играл на скрипке. В детстве она привлекала меня необычностью формы и удивительными звуками. Когда мне было три года, я не ложился вечером спать, если рядом со мной не клали скрипку. В пять лет я уже пробовал сам играть на ней, но дотянуться левой рукой до шейки инструмента, как это делал отец, не удавалось. И это меня страшно расстраивало. После долгих просьб родные купили мне маленькую скрипку, что было огромной радостью. Вскоре я начал заниматься. Однако мои радужные мечтания быстро научиться играть вскоре рассеялись. Оказалось, что это очень трудно. Помню, к третьему уроку мне уже настолько не хотелось заниматься, что я отказался идти к педагогу. Но тут уже решительно запротестовали родители и настояли, чтобы я продолжил учебу. Первые два месяца я мог играть подряд не более пяти минут: руки наливались свинцом, голова была еще тяжелее. После первого публичного выступления в Харькове, которое, как говорят, прошло с успехом, родители решили продолжить мое образование в Москве. В девять лет уже приняли в особую детскую группу при Московской консерватории в класс профессора Абрама Ямпольского. Я занимался у него и в центральной детской музыкальной школе, и в консерватории. Абрам Ильич сформировал меня как музыканта.»
В 1948 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И.Чайковского, в 1953-м — аспирантуру. К слову сказать, маленький скрипач учился в Екатеринославе у Филиппа Ямпольского, основателя знаменитой Екатеринославской скрипичной школы. Филиппа Генриховича не следует путать с его племянником и одним из его учеников Абрамом Ильичем Ямпольским, профессором Московской консерватории.
В двадцать лет талантливый скрипач стал солистом Московской филармонии. В 1947 году Коган участвовал в Пражском международном конкурсе и завоевал там первую премию. Начинается его регулярная концертная деятельность. Блистательная победа на Международном конкурсе скрипачей имени королевы Елизаветы в Брюсселе в 1951 году стала ярким свидетельством того, что для Когана наступает период творческой зрелости. С 1952-го и до конца дней своих преподавал в Московской консерватории.
В 1956—1957 году в Москве Коган сыграл цикл концертов, охватывающий едва ли не всю историю скрипичной музыки. Леонид Борисович достигает самых высоких вершин признания. Его игра восхищает профессионалов и любителей музыки своей страны, а также зарубежных слушателей. В 1963 году он получил звание профессора.
Среди учеников Когана — Н.Л.Яшвили, И.Х.Груберт, В.И.Жук и другие известные скрипачи. Коган был одним из самых ярких представителей советской скрипичной школы, представляя в ней «романтически-виртуозное» крыло. Он всегда давал много концертов и часто, еще с консерваторских лет, гастролировал за рубежом. В репертуаре его были представлены все основные позиции скрипичного репертуара, в том числе и современная музыка: Когану посвящены Концерт-рапсодия А.И.Хачатуряна, скрипичные концерты Т.Н.Хренникова, К.А.Караева, М.С.Вайнберга, А.Жоливе; для него начал создавать свой третий (неосуществленный) концерт Д.Д.Шостакович. Коган — непревзойденный исполнитель сочинений Н.Паганини (в 1982-м озвучил скрипку великого гения в фильме «Никколо Паганини»), а также виртуозных миниатюр Г.Венявского, П.Сарасате, Ф.Крейслера и разного рода эффектных скрипичных транскрипций.
Леонид Борисович с особым трепетом посещал город своего детства и как солирующий скрипач играл с Днепропетровским академическим симфоническим оркестром Днепропетровской филармонии. Последний его приезд состоялся в октябре 1974-го. Л.Б.Коган умер 17 декабря 1982 года в поезде «Москва — Ярославль». Возникает вопрос: почему наша областная филармония не может носить имя своего великого музыканта? Можно было бы подумать и о создании музея знаменитого земляка. Город и страна должны гордиться своими лучшими сынами и дочерьми.
Автор: Сергей Аллахвердян
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Это, конечно, не отменяет того, что каким-то образом увековечить память Когана было бы неплохо.
И фото поменяйте. Ответить | С цитатой